В министерстве он проработал почти год и за это время чаще пропадал в кабинетах, нежели светился на конференциях.
«N. B.!» Лапу «перевели» в Госпродпотребслужбу
Владимир Лапа много говорит об ответственности, которую ощущает перед обществом, но ему не стыдно за проведенный в стенах министерства год. О том, что успел сделать, и что придется продолжить его коллегам он поделился с AgroPortal.ua.
Дерегуляция
Я активно занимался вопросами дерегуляции аграрного рынка: начиная со снятия ограничений по количеству поголовья КРС для возможности получения госкомпенсаций малыми производителями, до участия в рабочих группах по отмене карантинных сертификатов при внутренней перевозке зерновых и масличных, проектов севооборота.
Рад, что работал в команде, которая добилась сокращения срока выдачи фитосанитарных сертификатов с 5 дней до 24 часов. Большой блок работы уделил регистрации прав на землю сельхозназначения, был в составе команды, которая предоставила право нотариусам регистрировать ее.
Образование и наука
Департаменты, которые я курировал, много работали над передачей аграрных вузов в управление Министерства образования, — это общегосударственная политика по формированию образовательного пространства. Мы подготовили распоряжение о передаче всех вузов МОНУ. Все, что зависит от нас, мы сделали.
В тоже время, я настаивал и продолжаю настаивать, что 4 научно-исследовательских учреждения должны остаться в подчинении Минагропрода. Речь идет о «Украгропромпроизводительности», «Институте исследования техники», «Биопроде» и «Укрродючисти».
Эти организации выполняют комплекс работ, которые необходимы для обеспечения работы министерства. В ходе формирования бюджета на 2016 г. встал вопрос об их передаче Минобразованию. Но они нужны нам для формирования аграрной политики. Мы не совсем понимаем, зачем они МОНУ и кто будет закрывать у нас их функции. Последнее решение на уровне правительства — сохранить их для министерства.
Поддержка мелких и средних фермеров
Самый большой кусок работы заняла подготовка законопроекта «О стимулировании развития АПК». Сейчас он на согласовании в Кабмине и должен быть им подан в скором времени. Законопроект предусматривает возможность публичного контроля эффективности использования всех госсредств, выделенных на поддержку АПК. Второй момент – усовершенствование механизма госинтервениций.
Мы также сузили количество направлений господдержки: это снижение стоимости кредитных ставок, удешевление капитальных инвестиций, и в связи с тем, что непонятная система со спецрежимом – предусмотрели в законопроекте компенсаторные механизмы – это компенсации на единицу произведенной продукции и единицу реализованной продукции.
Отдельно в законопроекте проработаны специальные инструменты поддержки семейных ферм, потому что те механизмы, которые работают для крупных компаний, не работают для мелкого фермера. Он не может сейчас привлечь кредит в банке. Поэтому, если у фермера есть возможность профинансировать капитальные затраты, то государство их компенсирует. Если нет возможности это сделать, то мы предусматриваем возможность финансирования инвестпроектов по сниженной процентной ставке.
В рамках законопроекта мы провели минимум 10 встреч с зарубежными и украинскими экспертами. У нас есть предварительные договоренности и совместно с иностранными донорами мы внедрим в 2 областях проекты поддержки мелких фермеров и определим параметры этой поддержки. Думаю, что проект должен быть запущен во второй половине 2016 г. В общем виденье по поддержке – небольшая площадь земель и большая добавленная стоимость на гектар. Скорее всего, это будут такие направления, как молочное животноводство, ягодоводство, овощеводство.
Из минусов работы чиновников – это долгий период согласования законопроектов. Люди ожидают быстрых реформ, но когда сталкиваешься с тем, что каждый чиновник хочет, чтобы точка и запятая стояли там, где они должны стоять, то немного устаешь. Но с другой стороны, эти сита являются своеобразными фильтрами, которые помогают найти истину.
Нам удалось отстоять программу школьное молоко, хотим запустить программу школьные фрукты, они есть у всех странах ЕС. На уровне указанного выше законопроекта мы предусмотрим средства из бюджета. Это системный, базовый документ, на который я положил год работы, но если его примут, мои усилия будут не зря в части формирования государственно аграрной политики.
Кооперация
Существуют вопросы по развитию кооперации. У нас есть договоренности с канадскими партнерами и наработанные предложения. Я думаю, скоро министерство вынесет их на рассмотрение. Как одна из идей – облагать налогами не кооператив, а облагать доход, поделенный между членами кооператива. И тогда налогообложение кооператива не происходит, а налоги платят отдельные физлица, тогда могут быть сняты вопросы по НДС и т. д.
Консалтинг
Еще один вопрос – это консалтинг. Моя логика в том, чтобы поддерживать его как инкорпорированную часть госполитики. Если государство поддерживает финансово строительство молочных ферм, то должно быть разрешено 3-5% их выделенных госсредств направлять на консалтинг. Тогда уже сами производители смогут привлекать новые технологии и специалистов.
Регулирование рынка зерна
Департаменты, которые я курировал, принимали непосредственное участие в регулировании зернового рынка, подписании меморандума с трейдерами. Напомню, что Украина последних 4 года обходится без ограничений на зерновом рыке, это важно. В прошлом году с марта по май 2015 г, в том числе и за счет деятельности «Аграрного фонда», стоимость муки снизилась с 8 до 5 грн/кг.
Реформирование госпредприятий
За время работы в министерстве я возглавлял ликвидационную комиссию концерна «Укрспирт», который должен был быть реформирован в ГП «Укрспирт». Часть предприятий уже передана ГП, но они не спешат принимать предприятия, в которых большая кредиторская задолженность. Велась активная процедура ликвидации. Те предприятия, которые не перейдут к ГП, будут переданы департаменту имущественной политики при Минагопроде, дальше их доля будет определяться парламентом при дальнейшем плане приватизации. Проведена инвентаризация концерна. Кредиторская задолженность концерна больше, чем дебиторская.
Кроме того, я являюсь главой ликвидационной комиссии по Госзембанку. Если смотреть эффект для государства, то проще его было бы не ликвидировать, а приватизировать. Если будет принято решение о приватизации, то Минагропрод передаст Госзембанк ФГИ. Я вижу заинтересованность в покупке банка, потому что у финучреждения есть уставный капитал и лицензия на работу.
Наталия Бортник, AgroPortal.ua