Принудительное объединение: новая перспектива или «государственное рейдерство» ОТО?

08 июня 2020, 06:42 6614

После утверждения Кабинетом Министров последних перспективных планов формирования территорий общин областей Украины оказалось, что более 100 уже действующих ОТО отсутствуют в этих планах, и им грозит ликвидация. Сами общины видят в этом решении политические и земельные причины и называют эти действия новым видом «государственного рейдерства».

Директор по развитию — заместитель руководителя Исполнительной дирекции Всеукраинской ассоциации общин Игорь Абрамюк рассказывает, что сегодня существуют отдельные случаи, когда среди ОТО есть, к сожалению, общины, образованные не в полном соответствии с методикой.

«В некоторых областях образовывались слишком маленькие общины, которые потенциально не являются достаточно финансово и экономически состоятельными. По нашему мнению, такие общины можно и даже нужно переформировать, то есть либо их объединять между собой, либо присоединять к ним сельские советы, которые еще не вошли в состав ОТО (если есть такая возможность). Есть хороший пример принятия решения о добровольном слиянии действующих объединенных территориальных общин на Волыни, когда объединились Липинская ОТО с Подгайцевской ОТО, а Боратинская ОТО — с Горкополонковской ОТО для того, чтобы укрупниться, отвечать критериям и быть более способными. Общины сами поняли, что они в новых реалиях выжить не смогут и искали варианты объединения-присоединения. Но были и случаи, когда действующие ОТО не смогли договориться между собой или соседними сельскими советами, либо не имели вариантов для расширения формата — они слишком малы, потенциально несостоятельны, и государство должно их переформировывать.

Некоторые из этих общин действительно не предусмотрены в новых перспективных планах формирования территориальных общин областей, и их исчезновение, к сожалению, объективное.

Но существует и третья категория общин, которые можно было и нужно усилить, доформировать, добавить соседние поселковые и сельские советы. Однако по разным причинам — политическим, бизнесовым, земельным — эти общины не сохранены, а поглощаются другими, как правило, с центрами в крупных городах или райцентрах», — объясняет Игорь Абрамюк.

Перспективные планы создали 70-80 горячих точек

 

По словам Игоря Абрамюка, в результате таких процессов образовалось два типа проблемных точек. Первый — это когда ликвидируются действующие ОТО. Реакция на это была 29 мая, когда представители Ассоциации объединенных территориальных общин провели акцию протеста возле Кабмина, требуя сохранения ОТО.

«Объединенные территориальные общины, которые были добровольно образованы в соответствии с Законом о добровольном объединении, и которые исчезли из перспективных планов, отстаивают позицию, что их ликвидация является не совсем законной. И они имеют определенное право так говорить, потому что в действительности сомнительно с точки зрения закона выглядит принятие подобных перспективных планов, в которых нет ОТО, которые образованы по закону и уже действуют. Поэтому вполне ожидаемо, что некоторые органы местного самоуправления обратятся в суд и будут организовывать протесты.

В свою очередь, Всеукраинская ассоциация общин обращалась к правительству, что не нужно было этого делать, не нужно было вызывать волну протестов, которая может навредить реформе», — отмечает Игорь Абрамюк.

Существует и другой тип проблем в этом процессе — это когда села, поселки, которые не образовали ОТО по разным причинам за эти 5 лет (а причин было много — в некоторых районах вообще не давали объединяться), сейчас принудительно объединили в странные и даже абсурдные форматы.

Игорь Абрамюк отмечает, что наиболее абсурдная ситуация в Новотроицком и Геническом районах Херсонской области, где образовали общины (если это можно назвать общиной!) в пределах целого района площадью соответственно 2300 и 3000 кв. км. Это при том, что оптимальной для ОТО является площадь 400, максимум 800 кв. км.

«Подобные странные конфигурации, как правило, обусловлены политическими влияниями народных депутатов, местных чиновников, которые пять лет блокировали реформу, а теперь решили все «переиграть под себя». Такими объединениями вне рамок методики «прославились» Полтавская, Херсонская, Черновицкая области», — отмечает Игорь Абрамюк.

По нашим подсчетам, есть 70-80 таких горячих точек — общин, предусмотренных в перспективных планах в формате, который мы считаем несправедливым. Это касается как ОТО, которые были созданы, так и тех сел, поселков и городов, которым не дали зайти в правильный формат, а загнали в формат, далекий от оптимального и справедливого

О непонятности подхода и системы объединения ОТО написал на своей странице в Facebook президент УКАБ, генеральный директор компании ИМК Алекс Лисситса: «В целом, если посмотреть на сельскую инфраструктуру Украины, которая была развита в советское время, то в большинстве случаев все дороги и вся инфраструктура выстраивались между областным и районными центрами, между районными центрами и сельскими советами, поэтому между одним и другим районным городом, я уже не говорю между одной ОТО и другой, иногда нет обычной дороги, о других возможностях даже речь не идет».

В качестве примера он приводит Черниговскую область, где предполагается создание четырех крупных центров в Нежине, Прилуках, Новгород-Северском и самом Чернигове.

«Здесь возникает много простых вопросов, на которые сегодня нет ответов. Например, каким образом сельские жители будут перемещаться между Новгород-Северским и Корюковкой? По большому счету, это существенное расстояние».

По мнению Алекса Лисситсы, правительству нужно выйти с широкой понятной концепцией для обсуждения, провести собрания на местах и поговорить с председателями сельских советов, сельских общин и выяснить, насколько возможно объединение в каждом конкретном случае.

Когда двое против: история Троицкой и Межирицкой ОТО

Троицкая ОТО образовалась в 2017 году и объединила 5 населенных пунктов: Троицкое, Вербовое, Левадки. Приволчанское, Малоалександровка. В них проживает 2820 человек.

«Наша община за три года достигла значительных результатов и определенного развития, в настоящее время входит в десятку лучших ОТО в Украине. Также имеем разработанную стратегию развития, которая намечена до 2027 года. Но по желанию отдельных чиновников и отдельного депутата Троицкую ОТО хотят присоединить к Межирицкой», — рассказывает председатель Троицкой ОТО Олег Чуприна.

Несколько месяцев назад Троицкая ОТО получила предложение от Днепропетровской ОГА с уведомлением о целесообразности объединения с Межирицкой ОТО. Свою позицию депутаты и община выразили несогласием, ведь перед этим согласно сессии сельского совета Троицкой общины и Писаревского сельского совета было решено к Троицкой ОТО присоединить Писаревский сельский совет, который на данный момент является самостоятельным. Таким образом Троицкая ОТО увеличивает территорию и в то же время, согласно проведенным расчетам, финансово способна удерживать такое количество населения.

Несмотря на уже принятое общиной решение, 20 мая Кабинет Министров Украины утвердил распоряжение «Об утверждении перспективного плана формирования территорий общин Днепропетровской области», в соответствии с которым к Троицкой объединенной общине таки планируется присоединение Межирицкой.

«Считайте, этим решением правительство пренебрегло мнением общины и силой навязывает нам Межирицкую ОТО, которая находится на критическом расстоянии, не соответствует критериям Методики формирования способных территориальных общин. Прежде всего нарушается такой показатель, как расстояние от центральной усадьбы — при таком формате ОТО расстояние от самого дальнего населенного пункта до центра общины составит более 60 км, а община будет раскинута на расстоянии более 100 км. Также, если будет объединение, то наша община станет финансово несостоятельной», — объясняет позицию общины Олег Чуприна.

В Троицкой общине люди убеждены, что новые решения властью принимаются без учета достижений реформы, и в них нет последовательности. А также сетуют, что новое правительство отвергло условие добровольности, формирует новые перспективные планы и новые общины без учета мнения людей. Причем не только объединяет, но и урезает земли, у одних забирает и решением Кабмина передает другим общинам или городам.

По словам Олега Чуприны, такая судьба постигла и Троицкую общину — 20 мая Кабмин принял решение об изъятии у Троицкой ОГА 4 тыс. га земли, которая находится в коммунальной собственности общины.

«Непонятно, каким образом у нас хотят изъять в пользу города Павлоград 4 тыс. га. Это земли, где находятся промышленные и энергетические объекты, пашня. Предприятия, которые уже на протяжении двух лет инвестируют в эти земли, обеспечивают практически 60% бюджета на этой территории», — говорит Олег Чуприна.

По словам Игоря Абрамюка, случаи передачи земель от общины к общине не являются системой.

«Были точечные моменты, когда внутри территории одной ОТО находились земли другой общины. И там действительно были приняты решения, чтобы общины передали друг другу часть земель — чтобы обеспечить неразрывность территории, ведь в новом админтерустройстве не может быть одна община внутри другой», — объясняет Игорь Абрамюк.

Для разрешения ситуации председатель Троицкой ОТО обратился к Президенту Украины Владимиру Зеленскому с просьбой о поддержке и понимании в вопросе объединения территориальных общин, ведь общины ни Троицкой, ни Межирицкой ОТО не хотят этого объединения, поскольку считают, что это приведет к ухудшению развития обеих общин.

Пока вопрос в подвешенном состоянии, но Олег Чуприна отмечает, что встречался с главой Министерства развития общин и территорий Украины, который пообещал, что вопрос будет рассмотрен и решен в ближайшее время в пользу Троицкой ОТО. В противном случае Троицкая община готова идти с иском в суд, чтобы защитить свои права.

Межирицкая община тоже считает себя самодостаточной и выступает против объединения. На ее территории 12 населенных пунктов, 4 школы, 4 детских сада, 2 амбулатории, спортивная школа, 4 дома культуры. По словам главы Межирицкой ОТО Александра Луценко, если сегодня объединят эту инфраструктуру, то 7,5 тыс. человек — это население Межирицкой общины, должны поехать в Троицкое в центр предоставления услуг населения, а это 60 км от последнего населенного пункта ОТО, что нарушает Закон Украины «О добровольном объединении территориальных общин».

Вопрос в земле: история Ковалевской ОТО

Другая объединенная территориальная община, которая имеет похожую проблему, находится на Виннитчине. Ковалевская ОТО образовалась в 2016 году и стала одной из первых в области. В нее входят 8 населенных пунктов: села Ковалевка, Межигорка, Потоки, Головеньки, Ободное, Сподахи, Воловодовка, поселок Шевченко. Площадь территории способной территориальной общины составляет 165,94 кв. км.

Всего на территории Ковалевской ОТО проживает более 5 тыс. человек.

«В 2015 году к нам приехали представители власти, начали агитировать объединяться. Мы поверили, создали ОТО, правда, год нам не давали «добро», но все-таки мы получили подтверждение, и у нас первых в районе состоялись выборы. Все села добровольно присоединились к Ковалевке. При этом наша ОТО не дотационная, у нас переходящий остаток был 1,4 млн грн — это наши свободные деньги», — рассказывает председатель Ковалевской ОТО Виктор Верховод.

По его словам, за время существования в объединенной территориальной общине построили водопровод, отремонтировали дороги, поменяли все окна в четырех детских садах и двух школах, полностью обновили мебель и компьютеризировали школы, создали свой коммунхоз, взяли трактор со всем необходимым прицепным оборудованием, сейчас работают над строительством новой современной котельной.

«Только начали развиваться, а тут как обухом по голове — разорвать Ковалевскую ОТО просто на две части из-за заинтересованности в земле. И главный аргумент при этом — близость к Немирову. При этом, никто у людей, живущих здесь, не спрашивает, как им будет лучше. Нельзя государству играть в такие игры — сегодня так, а завтра заберу. Наша община настроена обратиться в суд, чтобы защитить и сохранить ОТО как отдельную единицу в системе административно-территориального устройства Винницкой области, и я до конца буду поддерживать это решение людей», — отмечает Виктор Верховод.

Он добавляет, что не против движения вперед, но при этом власти, прежде всего, нужно слышать людей и учитывать их потребности.

Депутаты Ковалевского сельского совета обращались к Президенту Украины, Верховной Раде и Кабинету Министров Украины относительно сохранения Ковалевской ОТО, но ответа до сих пор не получили.

На защиту этой территориальной общины стала и Всеукраинская ассоциация общин и предлагает предусмотреть в перспективном плане Ковалевскую ОТО в расширенном формате, включив в ее состав Бобловский, Бондуровский и Рубановский сельские советы.

«Действующую Ковалевскую ОТО (образована в 2016 году) можно сохранить и в существующих границах, поскольку она в целом соответствует методике (4927 жителей, 5 общин, 165,94 кв. км). Однако вполне логично рассматривать возможное ее усиление за счет присоединения соседних советов, не вошедших в другие ОТО (Бондуровка, Рубань, Боблов). Каждый из них инфраструктурно тесно связан с Ковалевкой.

С учетом приведенного выше, поглощение Немировской ОТО действующей способной Ковалевской общины, формат которой может быть расширен в полном соответствии с методикой, является нецелесообразным и совершенно необоснованным», — говорится в обращении ВАО относительно согласования проекта ПП Винницкой области.

Также Всеукраинская ассоциация общин в своем обращении призвала правительство точечно пересмотреть перспективные планы.

«Правительство, по нашему мнению, может и должно пересмотреть свои решения, внести изменения в свои распоряжения в тех случаях, где есть отклонения от методики и отсутствие здравого смысла. При этом правительство имеет свои аргументы: если будут пересматривать формат в случаях тех общин, которые в этом нуждаются, то вслед за ними последуют ОТО, где формат, возможно, и правильный, но кому-то не нравится. На самом деле объединение общин — это процесс, когда при любом решении кто-то остается неудовлетворенным. Правительство опасается, что это приведет к всплеску очередных желаний от политиков, от различных групп влияния, и придется пересматривать форматы других ОТО, которые кого-то не устраивают. Поэтому стоит такая дилемма, что, возможно, сейчас оставить все, как есть, и впоследствии предоставить возможность общинам переформировываться, но уже в рамках других процессов», — отмечает Игорь Абрамюк.

По его словам, Всеукраинская ассоциация общин призвала Верховную Раду к разработке закона, который определит четкие критерии и правила, процедуры переформирования общин.

«Нужно четко прописать, какой должна быть община, каким критериям отвечать и что должны делать те населенные пункты, которые хотят переформироваться. Если через 2-3 года деятельности общины будет видно, что ее формат является неправильным (община или несостоятельна, или слишком большая и плохо управляемая, или есть другие очевидные проблемы), то закон должен предоставить определенный период времени на добровольное переформирование общины или объединение с соседними общинами. Если этого не произойдет, если община не воспользуется этим правом, то государство самостоятельно будет оптимизировать ее формат, чтобы на следующие выборы уже идти в новом, лучшем формате», — отмечает Игорь Абрамюк.

Уже сейчас эксперты утверждают, что в админтерустройстве, принятом на основании перспективных планов, есть ошибки и недостатки, поэтому в будущем нужно предусмотреть возможность по определенным критериям и процедурам менять формат общины — если так будут хотеть люди или если это необходимо для достижения состоятельности — экономической, финансовой, управленческой. Ведь реформа децентрализации призвана, чтобы община каждого города, поселка, села нашла для себя лучший формат объединения.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua