AgroPortal.ua решил разобраться, каковы реальные перспективы органического производства в нашей стране и где найти рынки сбыта для «здоровой» продукции.
Где минусы — там и плюсы
В развитых странах продукты с приставкой «эко» или «органика» считаются товарами элитного сегмента. И хотя цены на натуральные и экологически чистые продукты в среднем на 30% дороже аналогов, количество приверженцев здоровой пищи постоянно увеличивается. Мировое потребление органических продуктов уже перешагнуло отметку $60 млрд и стабильно растет.
Такая же тенденция наблюдается и на внутреннем рынке. Согласно исследованиям Федерации органического движения Украины, отечественный потребительский рынок органических продуктов зародился в начале 2000-х годов и с тех пор постепенно развивается.
Год | 2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Объем рынка, € млн | 0,5 | 0,6 | 1,2 | 2,4 | 5,1 | 7,9 | 12,2 | 14,5 |
Интересно, что большинство хозяйств, которые занимаются «органикой», расположены в юго-западных регионах — Одесской, Херсонской, Киевской, Полтавской, Винницкой, Закарпатской, Львовской, Тернопольской, Житомирской областях. А их сертифицированные органические угодья занимают площадь от нескольких гектаров до нескольких тысяч.
Год | 2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Площадь, тыс. га | 164,4 | 239,5 | 240,0 | 242,0 | 242,0 | 249,9 |
270,0 |
270,2 | 270,2 | 270,3 | 272,9 | 393,4 |
Кол-во хозяйств | 31 | 69 | 70 | 72 | 80 | 92 | 118 | 121 | 142 | 155 | 164 | 175 |
Но, несмотря на положительную динамику, участники рынка утверждают: внутренний спрос на экопродукцию остается низким и ориентация только на соотечественников может их погубить. А это означает, что компаниям, планирующим развитие производства, стоит искать новые рынки сбыта. К такому выводу пришли в ООО «ГАЛС ЛТД» и за три года увеличили долю экспорта готовой органической продукции в общем объеме продаж до 50%.
Риск — дело благородное
Продукция «ГАЛС ЛТД» известна в Украине под ТМ «Глибкон» с 2000 года. Производитель предлагает потребителю почти 50 позиций напитков на основе березового сока, изготовляя 7,5 млн условных банок напитков в год, и уверенно занимает лидерские позиции в сегменте производства соков в стекле.
Первые поставки в Евросоюз компания совершила пять лет назад. «Зондирование» рынка ЕС произошло благодаря программе SIPPO, поддерживающей украинский бизнес при выходе на европейский рынок: грамотные консультации, участие в выставке в Германии — и «ГАЛС» нашла своих первых европейских заказчиков.
Сейчас продукция компании присутствует на полках магазинов в более 10 странах Европы, а также в США. В нескольких из стран продукция продается под торговыми марками партнеров. Потребителям нравятся напитки на основе березового сока (95-98%) с добавками различных природных компонентов — настойки шиповника, мяты, крапивы, яблочного или лимонного соков. Сохранять конкурентоспособную стоимость при высоком качестве удается благодаря более дешевой рабочей силе, меньшим затратам на логистику и электроэнергию.
Стоит подчеркнуть, что хозяйство «ГАЛС ЛТД» расположено в Черниговской области. Здесь хвойные и смешанные леса, луга и сады, а также отсутствие промышленности создают идеальные условия для производства «органики».
Но все это стало возможным с сертификатом, подтверждающим на внешнем рынке статус «органики». На получение документа «ГАЛС ЛТД» понадобилось более полутора года, ведь каждый из почти 150 пунктов анкеты необходимо было подтверждать документально. Четыре раза в год специалисты Института органического синтеза проверяли грунты на наличие пестицидов и гербицидов, а производство инспектировалось во всех аспектах: от оборудования — до материала стен и полов завода.
Но каким бы трудным не был этот период, подчеркивает генеральный директор «ГАЛС ЛТД» Владимир Завадовский, получив сертификат соответствия системы менеджмента безопасности FSSC 22000 и сертификат органического стандарта ЕС, а также сертификат на право производства и реализации продукции на рынках Канады и Америки (NOP), компания оказалась в гораздо более выгодных условиях, чем другие экспортеры. Завод давно «отбил» затраты на сертификацию, планирует расширять географию поставок в страны Южной и Северной Америки, страны Востока, а также на африканский континент. А на освоенных территория «пускает корни»: предлагает потребителям новые сертифицированные продукты.
Внешние перспективы и внутренняя поддержка
По словам экспортера, зарубежный покупатель испытывает потребность в новых здоровых продуктах. И украинский производитель может предложить их. Производители экопродукции пока больше ориентируются на рынок ЕС, поставляя сюда свыше 90% экспортируемой «органики».
Способствуют развитию отношений с ЕС в сегменте «эко» и нулевые ставки на экспорт продукции, а также отсутствие квот на ввоз продукции фермеров-органиков. На этом акцентирует внимание Катерина Маркевич, эксперт экономических программ Центра Разумкова.
В то же время, она обращает внимание на факторы ментального рода, которые могут негативно повлиять на сотрудничество с партнерами. Эксперт советует бизнесменам интересоваться бизнес-культурой партнеров, разбираться в ценообразовании, учитывать дорогую международную логистику, активнее использовать международные выставки для поиска партнеров, перестроиться на работу по прозрачным правилам.
Владимир Завадовский отмечает, что украинцы не готовы к применению санкций за каждый неправильный шаг — например, невыполненные в срок требования, поставку некачественного товара.
Высокие требования к продукции — особенно актуальная тема для производителей, ведь в Украине не до конца внедрена даже система HACCP, которая является базовой для любого производителя пищевых продуктов в ЕС и Украине.
Но прежде всего, развитие производства органической продукции не будет без соответствующей нормативно-правовой базы. Она как бы и есть, но на практике — бездействует.
Закон, регулирующий работу отрасли органической продукции в Украине— «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья» вступил в силу в начале 2014 года. По факту он представлял собой сборник украинских и европейских норм со множеством несостыковок, пробелов, недоработок и неоднозначных формулировок. Специально созданная рабочая группа обновила закон более, чем на 80%. Но прежде, чем он попадет в Верховную Раду на утверждение в качестве изменений к действующему, документ должен пройти через госорганы.
На практике, сегмент работает на энтузиазме производителей при огромных затратах ресурсов и времени, в условиях отсутствия подзаконных актов, необходимых для выполнения закона.
«Мы столкнулись с тем, что местные чиновники не могут даже правильно прочитать аббревиатуру HACCP, я уже не говорю о том, чтобы понимать, о чем идет речь», — говорит Владимир Завадовский.
Производители готовы ускорить процесс выхода на внешний рынок «органики», понимая, что чем быстрее он состоится — тем выше дивиденды, а значит — укрепление экономики Украины. Преодолевая бесконечные бюрократические барьеры, некомпетентность госслужащих и нежелание меняться выливается в огромные траты времени и средств, к откату назад отрасли в целом.
Лариса Степанушко, AgroPortal.ua