Развитие украинского агросектора в долгосрочной перспективе — под вопросом, ведь за последние 25 лет в отечественном сельском хозяйстве так и не были проведены, а местами не завершены базовые системные реформы.

Такое мнение высказал президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», гендиректор ИМК Алекс Лисситса, представляя в Центре свободной экономики имени Кахи Бендукидзе проект «Аграрная реформа: контекст и проблематизация».

AgroPortal.ua выбрал основные положения, которые являются краеугольным камнем для проведения радикальных реформ в АПК.

Изменение структуры управления и системы статистики

В Украине система аграрной статистики, оставаясь на уровне советских времен, концентрируется на валовых натуральных показателях. Никто точно не может сказать, сколько в государстве, скажем, производится молока, ведь большая часть поступает из частных домохозяйств, которые аграрная статистика учитывает только путем экстраполяции. Также никто точно не знает, сколько мы выращиваем, потребляем и храним картофеля. Причина та же — 99% картофеля производится в частных домохозяйствах.

Но основная проблема заключается в другом — принимая аграрно-политические решения власть не имеет полной картины финансово-экономических показателей предприятий различных форм хозяйствования. Так, например, руководство государства не может предложить адекватную политику поддержки агросектора вместо льготного налогообложения, от которого требует отказаться МВФ, так как отсутствует понимание, кто в такой поддержке сейчас нуждается больше: мелкие, средние или крупные производители, традиционное или органическое земледелие, птицеводы или молочники и т. д.

И именно этим Украина очень отличается от стран Европейского союза, где уже давно существует FADN (The Farm Accountancy Data Network) — система тестовых предприятий, на примере работы которых собирается информация. За участие в этой системе, за предоставление правдивых данных каждое тестовое предприятие получает деньги. Так формируется точная статистическая картина отрасли. В Украине предприятия тоже обязаны подавать статистическую отчетность органам государственной власти, но в большинстве случаев такая информация не соответствует действительности. Поэтому именно реформа статистики является неотъемлемой частью реформы системы управления АПК.

Незавершенная земельная реформа

Интерес к земельной реформе не утихает в течение 25 лет. Государство распаевало земли, но так и не нашло за 20 лет ответы на вопросы, какой нам нужен рынок земли, как обеспечить экономически эффективное и экологически обоснованное использование земель, каким образом гарантировать права крестьян-собственников земельных паев и их потомков и пр. Взамен государство наплодило множество согласований, экспертиз, процедур, которые никто не выполняет, так как их нельзя выполнить априори, и которые являются коррупционной основой для армии чиновников.

Реформирование рынка земли необходимо вводить поэтапно, начиная с земельных угодий, принадлежащих самому государству. Речь идет о плодородные черноземах, которые принадлежат прежде всего НААН, аграрным университетам и другим высшим учебным заведениям. Эту землю надо срочно выставлять на аукционы, так как с ее арендой связаны самые коррупционные схемы в отрасли. Законодательная база для этого фактически есть. Второй этап — через два года после первых земельных аукционов открывать рынок полностью. Тогда станет ясно, сколько именно стоит украинская земля.

Земельная реформа может быть закончена за два-три года, а экономика страны получит, по подсчетам экспертов, около $25 млрд необходимых инвестиций. Понятно, что «обезземеливание», о котором говорят различные популистские партии, не произойдет по одной простой причине — с открытием рынка земли сельская местность получит новую социальную политику и новые перспективы для развития.

Реформа аграрной науки и образования

Огромное количество высших учебных заведений различных степеней, более 170 научно-исследовательских институтов Национальной академии аграрных наук вместе с более 500 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, более 100 тыс. студентов и около 50 тыс. преподавателей, ученых и людей, работающих в системе аграрного образования и науки Украины, и в то же время дефицит кадров для агросектора, почти отсутствуют публикации в мировых рейтинговых научных изданиях и почти потеряны все прикладные научные разработки в агросекторе. Этот нонсенс существует только в Украине. Инновационно-технологический рывок по примеру Бразилии возможен только при условии полноценной реформы образования и науки в АПК.

Итак, чтобы страна получила эффективную систему управления аграрной отраслью, которая бы базировалась на научно обоснованных аграрно-политических решениях и была выгодной как для власти, так и для украинского аграрного бизнеса, необходимо сделать следующее.

1. Ликвидировать все областные и районные управления сельского хозяйства и связанные с ними учреждения и ведомства, создав 24 центра управления АПК, подчиненных напрямую Министерству аграрной политики и продовольствия Украины.

2. Формировать статистику по аналогии с FADN, отказавшись от системы бесплатного сбора информации от предприятий, а тестовые предприятия отобрать не только по направлению деятельности, но и по величине и регионам. Новообразованные центры должны готовить экономический анализ деятельности предприятий и подавать его в сводном отчете в центральные органы власти.

3. Провести полный независимый (международный) аудит деятельности Национальной академии аграрных наук, реорганизовав ее, оставив до 10 научно-исследовательских институтов, которые покажут лучшие научные результаты, и подчинить их напрямую Министерству аграрной политики и продовольствия Украины.

4. Сократить до 100 тыс. чиновников и работников сферы государственных органов АПК, что позволит полностью устранить коррупцию в органах государственного управления агросектором.

Но наряду с этим для всего вышеназванного необходимо популяризировать именно предпринимательство на селе, слово бизнесмен должно иметь положительный оттенок, а не приравниваться к «советскому спекулянту».


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua по материалам презентации Алекса Лисситсы «Аграрная реформа: контекст и проблематизация»