Владимир Ладыка: Студент должен получить именно те знания, которые реально пригодятся

30 октября 2017, 07:00 5895

Ежегодно более 17 тыс. студентов аграрных вузов получают дипломы об образовании, однако только 40% выпускников работают по специальности. Возникает вопрос: почему студенты не могут или не хотят работать по специальности, возможно, проблема заключается в подготовке юных кадров? Об этом и многом другом специально для AgroPortal.ua рассказал ректор Сумского национального аграрного университета Владимир Ладыка.

Владимир Иванович, скажите, какие сейчас необходимы реформы для аграрного образования?

Владимир Ладыка: По моему убеждению, сегодня на первый план выходит необходимость обеспечения реальных потребностей аграрного производства через интеграцию аграрных учебных заведений и научных учреждений. Не менее актуальной является интеграция высшего образования и аграрного бизнеса, ведь в современном мире только такое сочетание способно обеспечивать качество подготовки специалистов в соответствии с требованиями производства: специалист, работающий в агропромышленном комплексе, должен быть хорошо осведомленным о современных технологиях в отрасли растениеводства и животноводства, уметь использовать сельскохозяйственную технику мировых брендов.

Что нужно сделать, чтобы современное образование было близким к реальности и действительно помогало студентам в работе?

Владимир Ладыка: Это чрезвычайно актуальный вопрос, и в Сумском национальном аграрном университете уже давно осознали важность того, чтобы образование давало студентам реальные знания, которые потом им пригодятся на производстве. Что для этого нужно? Первое — это, конечно, преподаватель, который может дать именно такие знания — современные и реальные, а для этого он, во-первых, сам должен быть не только теоретиком, но и знаком с современными технологиями и понимать производственные процессы. Поэтому преподаватели СНАУ активно сотрудничают с производством, где внедряют свои научные разработки и осваивают новейшие технологии, осуществляют консультационное сопровождение агробизнеса.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Во-вторых, я считаю, что важно дать студенту доступ к современным источникам информации: учиться только по учебникам прошлого века — это, как минимум, малоэффективно. В нашем университете создан и постоянно обновляется электронный репозиторий, где можно найти новейшую специализированную литературу и украинских, и зарубежных авторов. В сентябре этого года приказом Министерства науки и образования Украины Сумскому НАУ был предоставлен бесплатный доступ к всемирной наукометрической базе Scopus, которая содержит более 50 млн реферативных записей.

И, конечно, учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы студент видел технику и инструментарий, на которых ему придется работать, не только на картинках.

С какими аграрными компаниями сотрудничаете? В чем суть сотрудничества и каковы совместные достижения?

Владимир Ладыка: В нашем университете значительное внимание уделяется практической подготовке студента: благодаря сотрудничеству с агрохолдингами, а именно — «Кернел», UkrLandFarming, NCH, ИМК, «Мироновский хлебопродукт», «Глобино», наши студенты еще во время обучения приспосабливаются к условиям современного производства. Также этому способствует и сотрудничество с местными аграрными предприятиями, такими как «Витчизна», АФ «Севериновская» Сумской области и другими.

Но в СНАУ учатся не только студенты, но и преподаватели: современный мир меняется так стремительно, что невозможно быть хорошим преподавателем, оперируя исключительно багажом знаний 20-летней давности. Поэтому профессорско-преподавательский состав нашего университета постоянно повышает свою квалификацию, проходя стажировки и за рубежом, и на ведущих аграрных предприятиях.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Относительно достижений, то прежде всего стоит отметить большой процент наших выпускников, которые сейчас работают в указанных выше агрохолдингах и компаниях. Зарекомендовав себя хорошо во время производственной практики, они получили выгодные предложения по трудоустройству. Также много выпускников СНАУ открыли и успешно развивают собственный бизнес.

Какой процент студентов вашего вуза после обучения сразу устраивается на работу? Все они ищут работу по профилю?

Владимир Ладыка: Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы это был 100-процентный показатель, но ведь мы все понимаем, что такого просто не бывает. И учитывая то, что большинство наших выпускников на момент получения диплома уже трудоустроены, работают по специальности, можем сказать, что этот процент является достаточно высоким и составляет около 72% в первые три года с учетом службы в Вооруженных силах, продолжения обучения.

СНАУ использует какие-то особые методы обучения студентов?

Владимир Ладыка: Мы постоянно стремимся совершенствоваться и находить современные формы и методы для того, чтобы нашим студентам, во-первых, было удобно учиться, и во-вторых — чтобы они получали именно те знания, которые им реально пригодятся в их дальнейшей профессиональной деятельности. Именно поэтому мы внедрили и теперь активно используем дистанционное обучение на платформе Moodle, что дает возможность многим студентам, особенно на старших курсах, совмещать учебу и работу или проходить стажировку за рубежом, не прерывая обучения.

Также эффективным я считаю сотрудничество с агрохолдингами: первым шагом стало согласование с ними учебных планов и программ, и на сегодняшний день учтены все их требования и пожелания, а наши студенты учатся именно тому, чего от них потребуют на производстве. Кроме того, при содействии спонсоров в нашем университете оборудованы современные учебно-практические лаборатории и классы с новейшей техникой и оборудованием. Так, например, открытие учебно-практического центра точного земледелия при поддержке компании Horsch позволило начать в университете подготовку магистров по образовательной программе «Системы точного земледелия».

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Благодаря открытию на биолого-технологическом факультете лаборатории компьютерных технологий в животноводстве будущие технологи изучают лицензионные специализированные программы — такие как «Юниформ Агри», программа управления стадом в молочном скотоводстве «ОРСЕК», программа управления стадом и селекционной работы «Племофис», а также программа управления стадом в свиноводстве «Вепрь». На факультете ветеринарной медицины мы создали лабораторию наноисследований с использованием растрового и просвечивающего электронных микроскопов, которых в Украине единицы.

В прошлом учебном году мы впервые в Украине начали реализацию нового проекта «Агроинтернатура». Его участниками стали выпускники технологических специальностей, работающие по специальности. Этот проект предоставляет молодым специалистам возможность увереннее чувствовать себя на производстве, поскольку в любой момент можно получить квалифицированную консультацию от университетских ученых по любым вопросам, возникающим во время работы. Но, как оказалось, молодых специалистов-технологов, кроме узкоспециализированных профессиональных знаний, также интересуют вопросы тайм-менеджмента, экономики и права, поэтому мы учли и этот аспект.

Наверное, вы слышали о конкурсе «Лучшая аграрная практика». Скажите, мотивируют ли студентов подобные конкурсы к обучению? И вообще, что именно мотивирует украинского студента?

Владимир Ладыка: Да, конечно, и я очень одобряю эту инициативу. Во-первых, каждый участник этого конкурса может продемонстрировать, чего же он ждет от своей производственной практики, какой, по его мнению, она должна быть. Это позволяет нам посмотреть на вопрос прохождения практики глазами студента, что очень важно. Во-вторых, конкурс мотивирует студента относиться к прохождению практики серьезно и осознанно, к тому же стимулирует креативность, развивает творческие способности. А творческий подход к своей работе, как известно, позволяет достигать наилучших результатов.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Если же говорить о том, что мотивирует украинского студента к учебе, я бы отметил следующие критерии: во-первых, это современность и актуальность предоставляемых знаний в вузе, во-вторых — осознание того, что эти знания обязательно пригодятся, позволят найти хорошую работу и чувствовать себя на ней уверенно. А еще студент должен быть уверен в справедливом оценивании своих знаний и понимать, что невозможно эти вопросы решать за деньги.

Для всех специальностей в вашем университете созданы условия для прохождения практического обучения?

Владимир Ладыка: Мы уделяем очень много внимания именно вопросам практической подготовки наших студентов. Ежегодно обновляем и улучшаем собственную практическую базу — с помощью наших партнеров открываем учебно-практические центры, классы, специализированные лаборатории. На территории СНАУ есть опытные поля и теплицы для студентов агрономических специальностей, виварий для студентов биолого-технологического факультета и факультета ветеринарной медицины, клиника ветеринарной медицины, современные образцы сельскохозяйственной техники для студентов инженерных специальностей. Понятно, что полностью охватить это ответственное направление только силами университета невозможно, но мы активно сотрудничаем с ведущими сельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями, агрохолдингами, где наши студенты получают практические знания и опыт, независимо от того, юристы это, экономисты или специалисты-технологи.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Много студентов СНАУ ежегодно проходит практическое обучение за рубежом?

Владимир Ладыка: Сумской НАУ имеет уже достаточно большой опыт сотрудничества с зарубежными партнерами в вопросах прохождения производственной практики. Первые шаги в этом направлении мы делали еще в конце 90-х годов прошлого столетия и сегодня имеем разветвленную базу зарубежных партнеров. Наши студенты ежегодно проходят производственную практику на предприятиях и в хозяйствах США, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Голландии, Дании, Германии, Швеции, Польши, Швейцарии, Финляндии и др. Более 600 студентов Сумского НАУ ежегодно проходят производственную практику за рубежом.

Практикует ли СНАУ посеместровое обучение за рубежом своих студентов, и как это на них отражается?

Владимир Ладыка: Действительно, в СНАУ существует такая практика, когда студенты в течение семестра обучаются в высших учебных заведениях за рубежом в рамках программы академического обмена. Соответственно, и иностранные студенты учатся в СНАУ. Такие обмены реализуем с польскими и немецкими вузами в рамках проектов DAAD, Erazmus+ и др. Такой опыт обычно является положительным и полезным для студента, ведь, кроме существенного улучшения уровня владения иностранным языком, он приобретает новые знания и умения в ведущих европейских университетах.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Какие, по вашему мнению, наиболее востребованные аграрные специальности? Почему?

Владимир Ладыка: Сегодня наиболее востребованными специалистами в аграрной отрасли являются агрономы, инженеры-механики, ветеринары, биологи-технологи и пр. Сейчас в аграрный бизнес продолжают активно заходить иностранные инвестиции, агрорынок демонстрирует невиданную активность, развиваются не только агрохолдинги, но и фермерское, органическое земледелие. Все это требует профессионалов, знакомых с современными технологиями, способных работать по-новому и постоянно углублять свои знания.

Чем ваш университет отличается от других учебных заведений?

Владимир Ладыка: Сумской НАУ является аграрным политехническим учебным заведением, главным отличием которого является реальная интеграция с аграрным бизнесом, что обеспечивает качественную подготовку специалистов для производства, переработки, реализации продукции, экономико-правового обеспечения деятельности аграрных предприятий.

В университете внедрена вертикально интегрированная система подготовки, которая способствует качественному образовательному процессу выпускников колледжей с сокращенным сроком обучения. Дуальная система обучения с использованием дистанционной формы организации образовательного процесса предоставляет возможность студентам совмещать образовательный процесс в университете с практической деятельностью на современных производствах аграрных холдингов.

Сумской НАУ — единственный университет в Украине, в котором внедрены агроинтернатура, спецкурсы по IT-аналитике и прогнозированию с использованием современных программ Diamond FMS для расчетов по оптимизации крупных аграрных формирований и программы Rise компании Nestle для диагностики деятельности фермерских хозяйств.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Начиная с 2017 года в университете практикуется монетарное оценивания выпускников, что способствует установлению стартовой заработной платы молодого специалиста в соответствии со знаниями и умениями и является мотивацией к успешному обучению в университете и эффективному труду на производстве. Ее суть состоит в том, что представители аграрного бизнеса, которые являются основными работодателями для выпускников СНАУ, оценивают уровень полученных студентом знаний и умений и на основании этого выносят вердикт, какой, по их мнению, заработной платы достоин тот или иной выпускник. Критериями оценки являются, прежде всего, знания по той или иной дисциплине и способность применять их на практике, а также умение говорить, доносить свою мысль до аудитории, способность убеждать слушателей, подбирать убедительные аргументы и отстаивать свою позицию.

Каких высот университет достиг за последний год?

Владимир Ладыка: Сейчас СНАУ — это мощный образовательный центр национального значения, признанный не только на Сумщине, но и по всей Украине и за рубежом. Ежегодно здесь получают высшее аграрное образование по 25-ти направлениям подготовки не только украинские студенты, но и зарубежные. Сегодня в университете обучаются студенты из более чем 28 стран мира. Ежегодно около 600 студентов проходят стажировку и обучение за рубежом, а также более 40 студентов получают образование по совместным программам в высших учебных заведениях других стран.

За 40 лет наш университет прошел довольно значительный путь, и сейчас среди выпускников СНАУ — представители всех уровней власти, выдающиеся ученые, руководители крупных предприятий, ведущие специалисты агрохолдингов и др. Я убежден, что чрезвычайно важно постоянно двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Нашими учеными созданы 29 сортов растений, в частности, картофеля, подсолнечника, гречихи и пшеницы; занимаемся сохранением генофонда и распространением популяции бурого скота, молоко которого более пригодно для сыроделия; разрабатываем энергосберегающие технологии для уменьшения износа рабочих поверхностей деталей, технологии выращивания энергетических растений (мискантус, свитчграс), органической продукции (яблоки, ягоды), нишевых культур (киноа); создаем антимикробные, противопаразитарные средства, дезинфектанты, иммуномодуляторы, которые используются в 15 странах мира.

Результаты научных исследований наших ученых публикуются в наукометрических базах Scopus, Web of Science. В целом университет имеет 8 h-индекс и входит в тройку лучших аграрных вузов страны по этому показателю, что является основой для углубления сотрудничества с ведущими учеными на международном уровне.

Одним из наиболее значимых достижений последнего времени я считаю аккредитацию Сумского НАУ уполномоченным аккредитационным агентством Европейского союза ACQUIN по магистерской программе «Административный менеджмент». За время действия этой программы в Сумском НАУ было подготовлено более 600 магистров, 99 из которых получили двойной украинско-немецкий диплом. Целью международной аккредитации является подтверждение полного соответствия содержания и качества учебного процесса в СНАУ европейским образовательным стандартам.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

В прошлом году Сумской национальный аграрный университет занял 3-е место среди аграрных высших учебных заведений Украины по рейтингу Webometrics. Это один из рейтингов университетов мира, по которому анализируют степень представления деятельности университетов в интернет-пространстве. Научный журнал «Вестник Сумского национального аграрного университета» индексируется международной наукометрической базой Index Copernicus.

Недавно на базе вашего университета проходил Международный аграрный форум «Территория евроинтеграции». Расскажите подробнее об этом.

Владимир Ладыка: Да, действительно, 16 сентября при содействии Сумской областной государственной администрации, Сумского областного совета, Фонда поддержки развития малого и среднего предприятий в Сумском НАУ состоялось такое мероприятие. Событие объединило производителей сельскохозяйственной продукции, перерабатывающие предприятия, поставщиков техники, сельскохозяйственных машин и других ресурсов, став площадкой для деловых контактов и поиска партнеров для аграрного бизнеса.

На территории университета были размещены экспозиции новейшей сельскохозяйственной техники, работали площадки альтернативной энергетики, тест-драйв автомобилей и тому подобное. В течение дня действовала выставка-ярмарка, где сумчане и гости нашего города могли приобрести сельскохозяйственную продукцию, выращенную в фермерских хозяйствах Сумщины и на опытных полях СНАУ, племенных животных и птицу, сортовые саженцы плодовых деревьев, кустарников, мед, кондитерские изделия, экопродукцию и многое другое.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

И поскольку наше мероприятие было не только и не столько развлекательным, а прежде всего научным, значительное внимание было уделено семинарам по направлениям «Эффективный аграрный бизнес», «Экономическое развитие сельских территорий», «Органическое земледелие. Здоровое питание и привлекательный бизнес», «Эффективное животноводство» и «Современные технологии переработки сельскохозяйственной продукции». Спикерами выступили представители Сумской областной государственной администрации, ученые Сумского НАУ, ведущие специалисты сельскохозяйственных предприятий Сумщины, а посетить их могли как специалисты, так и другие заинтересованные лица.

И представители областной и городской власти, и ученые, и рядовые посетители «Территории евроинтеграции» чрезвычайно высоко оценили проведенное мероприятие, поэтому я убежден в том, что в СНАУ он станет ежегодным.

Помогает ли университету сотрудничество с местными органами власти? Как именно?

Владимир Ладыка: Сумской НАУ довольно плодотворно сотрудничает с местными органами власти. Так, в мае 2017 года был подписан меморандум о согласовании действий между Сумской областной государственной администрацией, Сумским областным советом, Сумским национальным аграрным университетом и агропромышленной компанией «Кернел». Этот документ определяет основные направления сотрудничества по вопросам социального развития и научной деятельности на территории Сумской области с целью экономического развития региона и повышения его инвестиционной привлекательности, развития партнерства «бизнес — власть — наука».

Одним из пунктов меморандума является внедрение на базе СНАУ магистерской образовательной программы «Региональный менеджмент» в соответствии с задачами Программы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Сумской области на период до 2020 года. Учебная программа подготовки специалистов предусматривает изучение дисциплин международного магистерского курса по бизнес-администрированию (МВА), аккредитованного в Европейском союзе. Целевая подготовка магистров регионального менеджмента осуществляется с учетом последних тенденций в управлении, изменений в современной среде, опыта ЕС.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Не менее важным пунктом меморандума является содействие власти в создании и модернизации опорных школ в сельской местности Сумской области, а также во внедрении дуального вертикально интегрированного образования (государственные профессионально-технические учебные заведения Сумской области аграрного направления — колледжи Сумского национального аграрного университета — Сумской национальный аграрный университет).

Каковы планы университета на будущее?

Владимир Ладыка: В 2017-м университет отпраздновал 40-летний юбилей, и все эти годы были годами развития. Впереди очень много амбициозных планов: повышение уровня международного признания университета за счет публикаций в изданиях, относящихся к наукометрическим базам, совместных научных исследований, внедрение активной международной академической мобильности преподавателей и студентов, расширение международных образовательно-научных программ с ведущими университетами мира.

Стратегией развития остается формирование обновленной материальной базы, которая предусматривает создание современных научно-исследовательских и учебных лабораторий.

Важным направлением деятельности университета считаем интернационализацию образовательного процесса и внедрение совместных образовательных программ с китайскими университетами и подготовки по двойным дипломам. В текущем году университет будет проходить сертификацию образовательных программ Чешским агентством качества образовательного процесса, что позволит получить подтверждение уровня подготовки выпускников Сумского НАУ в соответствии со стандартами Европейского союза. Наша задача на ближайшие годы — создание вуза по лучшим мировым образцам и постепенный переход от университета прикладных наук к университету наук о жизни.

Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки
Источник фото: из личного архива Владимира Ладыки

Мы уверены в себе, мы развиваемся и в дальнейшем будем достигать все высшего и высшего уровня в науке и в образовательном процессе, что является залогом успеха Сумского НАУ.

Спасибо за плодотворную беседу.


Иванна Панасюк, AgroPortal.ua