Виталий Красюк: Частный парк зерновозов становится профицитным, однако логистику зерна до сих пор тормозит нехватка локомотивов

24 февраля 2020, 06:56 3734

Нынешний сезон как для производителей, так и экспортеров зерна оказался совершенно не похожим на все предыдущие. Валютная турбулентность и длительное укрепление гривни заставили аграриев придерживать урожай, а трейдеров — искать возможности для того, чтобы сделать производителям интересные ценовые предложения.

Рынок не ожидал такой тенденции. Однако в целом экспорт зерна идет большими темпами: по состоянию на начало февраля Украина экспортировала более 16 млн т пшеницы и около 17 млн т кукурузы.

Наряду с этим сложности с нехваткой зерновозов, которые были одним из самых узких мест в логистике зерна, теряют свою актуальность. Частный парк увеличивается, растет оборачиваемость вагонов. А ставки, которые сейчас предлагает «Укрзализныця», устраивают участников рынка.

Больше об особенностях текущего сезона, планах и ожиданиях на 2020 год AgroPortal.ua пообщался с руководителем отдела торговых операций компании LNZ Group (направление LNZ Trade) Виталием Красюком.

Зернотрейдинг — новое направление деятельности для LNZ Group. Почему назрела необходимость его внедрения?

Виталий Красюк: Зернотрейдинг — это очередная возможность диверсификации для нашей компании. В этом LNZ Group преследует интегрированную цель. Во-первых — рынок требует развития этого направления в пределах агрохолдинга для обеспечения комплексного предложения для товаропроизводителя. Мы предлагаем приобрести СЗР и посевной материал или же минеральные удобрения, в свою очередь разрабатываем специальные программы и даем возможность клиентам за счет урожая сделать предоплату или закрыть задолженность за поставки продукции.

В то же время пытаемся внедрить FRM продукты (Financial Risk Management). Они предусматривают использование финансовых инструментов, которые позволят средним и крупным холдингам получать дополнительную премию к цене на свой товар.

Для проведения зерноторговых операций у нас есть необходимая инфраструктура — элеваторы общей мощностью хранения более 200 тыс. т, собственный автопарк и парк вагонов-зерновозов.

С какими культурами работаете? Расскажите о географии закупок.

Виталий Красюк: Преимущественно это зерновая группа: кукуруза и пшеница всех классов. Эпизодически закупаем подсолнечник, сою, рапс. На масличные пока не делаем большую ставку. Хотя отмена так называемых «соевых правок» может сделать эту культуру более привлекательной, чем сейчас.

Поставки осуществляем на условиях CPT и DAP.

География закупок неограничена и охватывает всю Украину. Якорные элеваторы — это наши собственные в Белополье и Николаевке (Сумская область) и Лебедине (Черкасская область). Также работаем со многими другими элеваторами, наиболее активно — в Хмельницкой, Полтавской, Харьковской и Кировоградской областях.

Ранее LNZ Group расширила мощности хранения зерна, введя в эксплуатацию мощный элеваторный комплекс на Сумщине. Есть ли планы дальнейшего расширения?

Виталий Красюк: Да, у нас есть планы по расширению и реорганизации элеваторного хозяйства, но они пока на этапе разработки и проектирования.

Поделитесь, пожалуйста, какие сложности сопровождают процесс зернотрейдинга на украинском рынке?

Виталий Красюк: Главная сложность — работа в нестабильных условиях. В текущем маркетинговом году валютная турбулентность, связанная с укреплением гривни, ощутимо ослабила позиции товаропроизводителя. Он не готов был реализовывать продукцию по рыночным ценам, если имел возможность хранения. Более выгодные условия нам предложить довольно трудно. Зерно — это экспортная позиция, поэтому мы также зависимы от курса. Никто на рынке не ожидал такой тенденции.

Во-вторых, в Украине существуют определенные логистические проблемы. Сейчас они более-менее выравниваются.

К примеру, в последние 5 лет ощущалась недостаточность инвентарного парка на железной дороге. Но частный парк вагонов постепенно увеличивается и даже становится профицитным. Конечно, со временем и эта ситуация стабилизируется за счет списания технически устаревших вагонов «Укрзализныци».

Кроме того, до сих пор не понятна ситуация с тягой. Особенно проблематичен этот вопрос на Западной Украине. Все объемы, которые нам предлагали в западном регионе, рассматривались очень осторожно. Если это не ниточные маршруты, то вагонооборот занимал длительное время. Были ситуации, когда на Хмельнитчине из-за отсутствия тяги пустые вагоны простаивали до 20 дней.

Государство на законодательном уровне должно решить вопрос с частной тягой. Это не панацея, но когда будут понятны правила для всех участников рынка, тогда можно строить стратегию закупки.

LNZ Trade имеет собственный парк зерновозов. Насколько он сейчас большой и соответствует ли текущим потребностям?

Виталий Красюк: В текущем сезоне мы приобрели дополнительно 108 зерновозов. Сейчас их 216 — 4 подвижных маршрута по 54 вагона. LNZ Group имеет большой земельный банк, поэтому собственный парк задействован на 100%. Вагонами «Укрзализныци» для перевозки собственных зерновых практически не пользуемся.

А как насчет автотранспорта? Насколько он задействован в логистике?

Виталий Красюк: До определенного расстояния от конечной точки назначения (портов) вариант с использованием авто эффективен. Конечно, мы не будем везти из Черниговской или Сумской области, потому что получится значительно дороже, чем по железной дороге. Тем более, «Укрзализныця» сократила свои аппетиты, и сегодняшние ставки достаточно приемлемы для всех участников рынка.

Количество перевозимого зерна автомобильным транспортом зависит от сезона и урожайности.

Нынешний сезон совершенно не похож на все остальные.

Адаптируемся под сложившиеся условия рынка, предлагаем интересные портовые цены товаропроизводителям. Если закупаем на элеваторах, то преимущественно на тех, где есть железнодорожное сообщение.

Поделитесь планами на 2020-й. Каких показателей (качественных и количественных) ожидаете достичь в направлении зернотрейдинга? Какие объемы перевозок планируете обеспечить в этом году?

Виталий Красюк: Каждый год LNZ Group ставит перед собой задачу превзойти результат предыдущего. На транспортировку зерна есть определенный лимит, который мы можем обеспечить собственным парком. Но сейчас формируются нити-маршруты, которые быстро доставляют товар в порт и так же быстро возвращаются обратно. Такой вагонооборот позволяет нам обеспечить около 70 тыс. ежемесячной перевозки по кукурузе или пшенице.

Есть желание принять участие в речных перевозках, и даже сейчас рассматриваем эту возможность в партнерстве. Но это находится еще на стадии обсуждения.

2019 год поразил украинских сельхозпроизводителей негативными ценовыми тенденциями на рапс, подсолнечник и сою и достаточно низкими ценами на кукурузу и пшеницу. На ваш взгляд, можно ли ожидать роста цен на основные культуры в 2020 году?

Виталий Красюк: Раз в четыре-пять лет рыночная конъюнктура должна нас приятно удивлять (улыбается). Да, мы ожидаем роста. Но хотелось бы, чтобы высокая цена достигалась не за счет низкого урожая.


Наталия Рекуненко, AgroPortal.ua