Наталья Микольская: Мы промотируем Украину как перспективную страну для инвестиций

30 ноября 2016, 07:06 5050

Министерство экономического развития Украины совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия Украины активно работает в направлении продвижения украинской продукции на новые экспортные рынки. О том, в чем заинтересованы иностранные импортеры и куда будут организованы торговые миссии в ближайшее время, AgroPortal.ua расспросил заместителя председателя МЭРТ — торгового представителя Украины Наталью Микольскую.

Какие экспортные рынки сейчас прорабатывает МЭРТ относительно продукции АПК? В какой продукции из Украины заинтересованы импортеры?

Наталья Микольская: Для меня сейчас важно, что мы (МЭРТ. — Прим. Ред.) очень тесно работаем с Минагропродом по всем вопросам продвижения нашей продукции на внешние рынки. Продукты агропромышленного комплекса составляют большую часть в структуре украинского экспорта. Так, по итогам 8 мес. 2016 г. это около 41,3%, что вдвое больше, чем в 2008 г.

Сейчас больше всего товаров агросектора мы экспортируем в страны ЕС. За 8 мес. этого года удельный вес экспорта таких товаров в страны ЕС уже составляет 44,8%, в абсолютных величинах это $1,119 млрд.

Вместе с тем, мы должны работать не только над расширением географии экспорта, но и над линейкой продуктов, которые экспортируем. Если говорить о рынках, то мы совместно с Минагропродом очень активно прорабатываем страны Европейского союза (Германия, Франция, Великобритания), Канаду, страны Ближнего Востока, а также страны африканского региона. Конечно, основным двигателем здесь является наша проектная команда — офис по продвижению экспорта.

Если говорить о перспективах экспорта в ЕС, то о каких товарах идет речь?

Наталья Микольская: По нашему мнению, помимо традиционных товаров, в частности, зерновых культур и продукции животноводства, перспективен экспорт меда, ягод и органики.

ЕС является вторым по величине производителем меда в мире, но достаточно существенно зависит от импорта меда из других стран. На самом деле, около 40% потребностей потребителей ЕС удовлетворяется за счет именно импорта. Объем экспорта меда из Украины в этом направлении в период с 2011 по 2015 год увеличился в четыре раза. Европейский союз для укрепления торговых отношений с Украиной, в свою очередь, позволяет ввозить 5 тыс. т меда на беспошлинной основе.

Следует подчеркнуть, что все больше и больше потребителей ЕС предпочитают продукты органического производства. В частности, растет спрос на органические ягоды. Рассматривая это направление для экспорта, необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с законодательством ЕС предприятиям необходимо использовать технологию органического производства для выхода на рынок органических продуктов Европейского союза. Более того, нужно применять эту технологию хотя бы в течение двух лет до того момента, как вы начнете маркировать продукцию как органическую.

Что делает МЭРТ для продвижения экспорта украинской продукции с добавленной стоимостью, насколько европейские страны готовы ее покупать?

Наталья Микольская: ЕС является единственным партнером, с которым в 2016 г. наблюдается рост объемов торговли, в том числе объемов экспорта. В частности, за период 8 мес. 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. в торговле с ЕС имеем рост товарооборота на 5,6%, а непосредственно экспорта — на 4,4%. Это также показывает и тенденция использования беспошлинных квот, которые предоставил Украине ЕС. Треть из них была использована еще в первом полугодии 2016 г., а четверть — в первом квартале. При этом экспорт соответствующей продукции продолжается и за пределами квот с уплатой ввозной пошлины ЕС и превышает объемы предоставленных квот в разы. Такая ситуация традиционно складывается с медом, томатной пастой, соками, зерновыми культурами и пр.

В то же время нашей целью на сегодняшний день является увеличение присутствия на рынке ЕС продукции с большей долей добавленной стоимости. Поэтому мы сейчас активно работаем над быстрым принятием Регламента о предоставлении Украине дополнительных торговых преференций, где есть и переработанная продукция.

Мы также сосредотачиваемся на фасилитации B2B контактов. Организовываем торговые миссии и бизнес-форумы, а по возможности даем бизнесу Украины шанс представить товары, которые он производит. Например, во время бизнес-форума в Канаде гостям форума были представлены более 30 украинских производителей, среди которых компания Kodisoft с интерактивными столами для ресторанов, Woodrover с деревянным велосипедом, украинские клюшки, которыми играет сборная Канады по хоккею, ювелирный дом Lobortas, Киевский часовой завод с часами Kleynod, текстильные изделия, книги, искусство, изделия украинских дизайнеров, кондитерская и консервированная продукция. Также в Канаде мы провели фешен-шоу, в котором приняли участие 6 украинских дизайнеров.

Так, в рамках бизнес-форума «Украина-Франция» офис по продвижению экспорта совместно с Business France организовал более 50 двусторонних встреч производителей.

Как расширение возможностей преференциальной торговли с ЕС рассматривается и присоединение Украины к Региональной конвенции о пан-Евро-Средиземноморских преференциальных правилах происхождения. Соответствующую заявку Украина подала в сентябре этого года. Успешно работает Совет по продвижению экспорта при Минэкономразвития, в 2016 году уже проведено 16 заседаний. 

Еврокомиссия увеличила объемы квот по некоторым товарным группам, будут ли вестись переговоры по дальнейшему увеличению квот? Как стимулировать экспорт в отношении тех видов квот, которые до сих пор не использовались?

Наталья Микольская: Действительно, 29 сентября этого года на официальном портале законодательства ЕС обнародован проект Регламента ЕП и Совета ЕС о предоставлении Украине дополнительных торговых преференций, которые должны действовать три года. В основу законодательного предложения положены предложения, подготовленные правительством Украины. В рамках дополнительных преференций предусматривается введение дополнительных нулевых квот на импорт агропродуктовой продукции из Украины, а также дополнительное снижение ввозной пошлины ЕС на импорт украинской промышленной продукции.

Мы рассчитываем на ускоренное одобрение Европейским парламентом этой законодательной инициативы. Правительство Украины готово к продолжению диалога по расширению доступа украинских экспортеров на рынки стран ЕС.

В то же время на сегодня не стоит вопрос в наполнении неиспользованных квот. Если они не использованы, значит, у нашего бизнеса нет интереса к использованию этой возможности. Ведь беспошлинная квота — это возможность беспошлинного экспорта.

В настоящее время проводится активная работа по проведению реформ в сфере качества и безопасности пищевых продуктов. Так, принято базовое законодательство по безопасности пищевых продуктов и идентификации животных для обеспечения выполнения основного принципа «с поля к столу». Введены базовые принципы европейской системы государственного контроля безопасности пищевых продуктов. В рамках имплементации торговых положений Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС правительством одобрена «всеобъемлющая стратегия имплементации законодательства в сфере санитарных и фитосанитарных мер», которой определен график адаптации законодательства в сфере санитарных и фитосанитарных мер к законодательству ЕС. Создан и начата работа компетентного органа в сфере осуществления санитарных и фитосанитарных мер — Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.

Все это свидетельствует о серьезности наших намерений по проведению реформ, подтверждает наше стремление доказать, что украинская продукция является качественной и конкурентоспособной, и будет способствовать расширению доступа на рынки ЕС для продукции животного происхождения из Украины.

Какие перспективы вы видите в отношении поставок украинской продукции АПК в Канаду после подписания ЗСТ?

Наталья Микольская: Украинские товары аграрного сектора успешно экспортируются в Канаду и пользуются спросом на канадском рынке. За 8 мес. 2016 г. наша страна экспортировала в Канаду товаров АПК на $26,5 млн, и мы имеем устойчивую тенденцию к росту объемов экспорта. Канадские потребители очень сентиментальны в отношении украинских товаров. Это важный фактор, который был учтен в ходе переговоров с канадской стороной относительно заключения соглашения о зоне свободной торговли с Канадой, которое мы подписали 11 июля 2016 г. и которое открывает новые горизонты для украинских экспортеров. Среди экспортируемых товаров, которые пользуются большим спросом в этой стране, — соя, семечки, орехи, мед, лекарственные растения и тому подобное.

Кроме того, выглядят перспективными для экспорта наших товаров АПК рынки Ближнего Востока, в частности рынок Объединенных Арабских Эмиратов. Потребители этой страны больше заинтересованы в таких группах наших товаров, как жиры и масла животного или растительного происхождения.

Сейчас ваше ведомство готовит торговую миссию в страны африканского региона?

Наталья Микольская: Да, с целью расширения рынков сбыта и активизации экспорта украинских товаров в страны Африки с 3 по 10 декабря этого года под моим председательством при участии Ольги Трофимцовой будет проведена торговая миссия в Республику Кения и Республику Танзания, во время которой планируется провести ряд встреч с официальными и деловыми кругами этих стран с целью активизации экспорта украинских товаров, в том числе и агропромышленного комплекса. В Кении сейчас наиболее востребованы наши зерновые культуры (за январь-сентябрь 2016 г. экспорт составил $12,86 млн) и овощи (за 8 мес. экспорт составил $1,94 млн). В то же время в Танзании нам необходимо продвигать своих производителей.

В ходе встреч в этих странах планируется поставить вопрос о содействии ведению двусторонних торговых отношений, поскольку с июля 2016 г. и до сих пор в Кении действует запрет на импорт пшеницы, причем при отсутствии достаточного количества местной пшеницы для удовлетворения потребностей всей страны. Также планируется обсудить существование тарифных барьеров на импорт муки — 50% (Танзания) и молочную продукцию — 53% (Кения).

Есть ли стратегия у МЭРТа по организации торговых миссий? В какие страны они будут происходить в 2017?

Наталья Микольская: Организация торговых миссий предусмотрена Планом приоритетных действий правительства на 2016 г., и эта задача будет продолжена в следующем плане действий правительства на 2017-2020 гг. На сегодня Минэкономразвития осуществляет работу по формированию перечня стран, в которых будут организованы торговые миссии.Среди главных целей — презентация текущих экономических реформ правительства, инвестиционного и приватизационного потенциала, возможности сотрудничества с Украиной. Мы промотируем Украину как перспективную страну для инвестиций.Мы постоянно структурированно представляем экономические отрасли страны. Во время бизнес-форумов затрагиваются проблемные вопросы компаний, которые уже занимаются бизнесом в Украине, а также определяются вызовы ведения бизнеса и новые возможности.Хочу еще раз подчеркнуть, что наша миссия — давать позитивные сообщения о прогрессе важнейших экономических реформ, представлять видение дальнейшего прогресса в ближайшие месяцы, развития бизнеса, сотрудничества с принимающей страной в качестве партнера в создании украинского делового климата, который способствует увеличению торговли и инвестиций.

Ранее представители Правительства говорили о возможности открытия торговых представительств. Предусмотрены ли на них средства в бюджете, где и в каких странах эти торговые представительства будут открыты в первую очередь?

Наталья Микольская: Сегодня Минэкономразвития работает над подготовкой пилотного проекта по совершенствованию представления экономических интересов Украины за рубежом путем усиления отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины. В 2017 г. по бюджетной программе «Функционирование торговых представительств за рубежом» предусмотрены средства в сумме 27,577 млн грн.

Каковы основные препятствия для выхода украинской продукции на новые экспортные рынки?

Наталья Микольская: Если речь идет о сельскохозяйственной продукции, то это, прежде всего, требования к ее безопасности. Каждая страна имеет национальную систему стандартов относительно требований в ветеринарной, санитарной и фитосанитарной сферах. А это значит, что наши производители-экспортеры должны подстроиться к этим требованиям и быть в дальнейшем надежными поставщиками. Это занимает определенный период времени и требует кропотливой работы от бизнеса. Кроме того, существенный фактор — выбор бизнес-стратегии выхода на рынок.

Безусловно, мы понимаем, что экспорт для Украины имеет приоритетное значение, и проводим последовательную работу, направленную на повышение экспортоспособности нашего бизнеса. В частности, это касается полноценного и эффективного использования соглашений о свободной торговле, проведения переговоров по новым соглашениям такого формата, а также создания других инструментов по поддержке экспорта.

Сегодня отсутствует комплексное видение поддержки экспортеров Украины. Решение — разработка Национальной экспортной стратегии, в частности дорожной карты стратегического развития торговли Украины, где будут определены приоритетные секторы экономики, на которых будут сосредоточены усилия бизнеса и государства для наращивания экспортного потенциала Украины.

Нет единого центра эффективной координации мер по оказанию поддержки отечественным экспортерам. Решение — создать Совет по международной торговле при Кабинете Министров Украины.

Отсутствует государственная поддержка экспорта. Решение — создать Экспортно-страховое агентство.

Слабое представление и защита экономических интересов Украины за рубежом. Решение — создание торговых представительств Украины за рубежом, усиление работы отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом.

Планирует ли Украина усиливать сотрудничество с Китаем, поскольку эта страна является одним из крупнейших импортеров продукции АПК?

Наталья Микольская: Торговля с Китаем является стратегически важным направлением для Украины. В 2015 г. (и за 8 мес. 2016 г.) Китай занимал второе по объему товарооборота место после Российской Федерации. В 2015 г. двусторонний товарооборот составил $6,2 млрд и уменьшился по сравнению с 2014 г. на 23,7% (за 8 мес. 2016 г. товарооборот — $4,2 млрд).

Украина активизирует сотрудничество в области сельского хозяйство путем увеличения объемов экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины в Китай, в частности, зерновых, белковых кормов на основе растительных компонентов, мясо-молочной продукции и плодово-ягодных культур. Также мы работаем над расширением номенклатуры украинской продукции на китайском рынке, в том числе за счет поставок подсолнечного шрота, говядины, фруктов и пр. Наблюдается развитие сотрудничества двух стран в сферах землепользования, животноводства, селекции, сельскохозяйственного машиностроения, переработки сельскохозяйственной продукции, науки и технологий.

Мы также занимаемся продвижением проектов строительства заводов по переработке агропромышленной продукции (глубокая переработка зерновых и масличных культур, производство кормов для животных и другие продукты переработки).

Как продолжается продвижение на рынок Ирана и были ли уже рабочие визиты в эту страну?

Наталья Микольская: Иран входит в состав основных торговых партнеров Украины по объемам закупок сельскохозяйственной и пищевой продукции.

Доля продукции агропромышленного комплекса от всего украинского экспорта в Иран в 2013 г. составила 66%, в 2014 г. — 84%, а в 2015 г. — более 85%. В 2015 году Иран вошел в топ-10 стран, в которые экспортируется украинская продукция АПК.

В рамках Пятого заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (7 марта 2016 г., г. Тегеран (Иран)) обсуждались основные направления сотрудничества, в том числе в области сельского хозяйства. Следующий шаг — это практическая реализация договоренностей, которые были достигнуты по результатам проведения комиссии. В частности, возобновление деятельности рабочей группы по вопросам сельского хозяйства, заседание которой целесообразно провести в начале 2017 года.

Украина заинтересована в увеличении объемов и расширении номенклатуры двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией, составлении совместных украинско-иранских инвестиционных проектов, в частности, в области производственной кооперации, активизации сотрудничества на уровне деловых кругов (B2B). Мы хотим налаживать сотрудничество в научно-исследовательской сфере сельского хозяйства. Сейчас прорабатывается вопрос подготовки Меморандума о взаимопонимании между Министерством аграрной политики и продовольствия Украины и Министерством сельскохозяйственного джихада Исламской Республики Иран в области сельского хозяйства, который было бы целесообразно заключить во время очередного заседания рабочей группы.

Недавно состоялся украинско-французский бизнес-форум, на какие результаты вы ожидаете после проведения такого мероприятия и есть ли уже конкретные договоренности с импортерами?

Наталья Микольская: Во Франции для бизнеса Украины и Франции была организована B2B сессия. Состоялось более 50 встреч. Основной их целью было дальнейшее расширение номенклатуры экспорта украинских товаров на этот рынок посредством налаживания новых взаимовыгодных контактов. Также были представлены потенциальным инвесторам несколько инвестиционных проектов в аграрной сфере и инфраструктуре.

Уверена, что результаты будут и будут скоро!

Удалось ли украинскому АПК компенсировать потери российского рынка сбыта за последние 3 года?

Наталья Микольская: Географическая карта экспорта Украины продукции агропромышленного комплекса и пищевой промышленности в течение последних лет меняется под влиянием внешних, политических и экономических факторов. Потеря российского рынка вследствие применения Российской Федерацией ограничительных и предупредительных мер в отношении экспорта продукции АПК заставляет украинских производителей осваивать новые рынки сбыта, повышать качество продуктов, увеличивать объемы экспорта и таким образом наращивать экспортный потенциал страны в принципиально новых геополитических условиях.

По итогам 8 месяцев текущего года в пятерку крупнейших потребителей украинской продукции АПК и пищевой промышленности входят страны Европейского союза — их доля составляет 28,3% отраслевого объема экспорта ($2,6 млрд), Индия — 9,4% ($854 млн), Египет — 8,8% ($799,1 млн), Китай — 8,8% ($798,3 млн) и Турция — 4,2% ($379,4 млн).

Кроме этого, в течение 2016 г. среди стран-потребителей продукции АПК и пищевой промышленности украинского производства появились страны, экспорт в которые в 2013  г. не осуществлялся вообще. В частности, это такие страны, как Ирак (его доля составляет 1% отраслевого экспорта продукции), Гонконг, Мексика, Непал, Сингапур, Шри-Ланка, Мавритания, Нигерия, Мьянма, Катар, Панама, Ангола и Сомали.

На сегодняшний день можно сказать, что диверсификация рынков сбыта агропродукции путем выхода Украины на рынок ЕС, азиатско-тихоокеанского и африканского регионов позволила в определенной степени компенсировать потерю российского рынка.

Конечно, наибольшие проблемы возникли у производителей продуктов питания (продуктов с высокой добавленной стоимостью), и именно для них сейчас мы начали переговоры с нашими донорами и действующими проектами техпомощи по разработке специальной программы для продвижения экспорта для производителей, которые пострадали от потери рынка РФ. Но пока эти переговоры продолжаются, мы не сидим сложа руки. И вот в начале декабря едем в торговую миссию в Африку! 

Спасибо за содержательный разговор.


О наиболее конкурентных рынках для украинской продукции, перспективных направлениях сбыта и основных шагах, которые необходимо предпринять государству в целом и каждому предприятию в частности с целью развития международной торговли, ведущие эксперты будут говорить во время одной из сессий VIII Международной конференции «Ведение агробизнеса в Украине».


Наталия Бортник, AgroPortal.ua