AgroPortal.ua решил встретиться с народным депутатом, чтобы услышать его экспертное мнение по ключевым вопросам в аграрной сфере.
Алексей Петрович, почему, имея успешный опыт работы в бизнес-структурах, все же решили пойти в политику?
Алексей Мушак: Еще в 2007 году мне предлагали включиться в политические проекты. Я отказывался, потому что считал, что когда ты хочешь что-то сделать для государства, то не нужна политическая должность — просто берешь и меняешь мир вокруг себя. Но со временем понял, что такая позиция не совсем верна. В Украине есть конкурентные сферы: профессиональные бизнесмены, прогрессивные ученые, спортсмены и только в государственном управлении у нас полный коллапс. Мы остались на уровне 70-80-х гг. После Революции Достоинства, помогая в АТО, я почувствовал, что готов что-то менять в государстве. Когда мне предложили — я согласился.
Почему выбрали аграрный комитет?
Алексей Мушак: Нужно заниматься сферами, которые растут и что-то генерируют, где ты можешь работать на развитие отрасли, создание дополнительной стоимости для государства. Сегодня у нас две такие сферы — аграрная и IT.
Расскажите о своих основных законодательных инициативах, некоторые из них уже стали законами.
Алексей Мушак: Если кратко, то я фокусируюсь на законопроектах, которые повышают конкуренцию, прозрачность, уменьшают вмешательство государства в бизнес — это три основные составляющие.
Являюсь автором и соавтором 5 Законов Украины: «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии» («зеленый» тариф); «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления прозрачности добывающих отраслей в Украине» (по использованию природных ресурсов есть мировые стандарты, к которым мы присоединились благодаря этому закону); «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции в агропромышленном комплексе» (снимает 22 разрешительных документа в сфере АПК); «О внесении изменений в Закон Украины «О карантине растений» (относительно уменьшения административной нагрузки), а также о продлении моратория на продажу земель сельхозназначения на один год с графиком, что мы должны сделать в 2016 году для внедрения рынка.
По Вашему мнению, будет ли продлен мораторий на продажу земли?
Алексей Мушак: Я буду отстаивать позицию запуска рынка сельскохозяйственной земли. Нужно принять закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который сегодня находится на финишной прямой в Кабинете Министров. Это базовый законопроект, который должен запустить рынок земли.
Насколько нам известно, есть несколько вариантов этого законопроекта, подготовленных аграрными ассоциациями?
Алексей Мушак: Да. Поскольку этот вопрос является принципиальным, глобальным, поэтому так много вариантов.
Как прокомментируете мнение, что открытие сегодня рынка земли не оправдает ожиданий крестьян в отношении ее стоимости.
Алексей Мушак: Очень просто. 10 лет назад были точно такие аргументы: украинский крестьянин беден, не сможет купить землю, приедут иностранцы и все скупят. Я считаю, что нам еще нужно побороться, чтобы украинскую землю покупали. В воюющую страну никто особо не пойдет. Второе: зачем покупать землю, если можно купить компанию. У нас есть компании, которые котируются на международных биржах, у которых достаточно большой земельный банк, и которые сейчас не против продаться. Поэтому не вижу большой угрозы в этом плане.
Какую цену на землю Вы прогнозируете?
Алексей Мушак: Рынок земли не означает, что прямо завтра ты сможешь продать, что хочешь. Мы должны запустить рынок постепенно. Действительно, сегодня земля не сильно дорого котируется, около $1000 за гектар. Хотя могла бы $7-10 тыс. стоить. Но, чтобы дойти до этой цены, нужно запустить рынок. Давайте начинать с государственных земель.
Вы имеете в виду заявления премьер-министра о продаже 1 млн га сельскохозяйственных земель?
Алексей Мушак: Да, Арсений Яценюк заявлял о продаже 1 млн га государственной земли, но там есть земля НААН — это более 400 тыс. га, там есть земли, которые принадлежат государственным предприятиям, и земли так называемого стратегического запаса. Здесь позиция профильного парламентского Комитета следующая — эти земли нужно отдать на места территориальным общинам, которые сами должны решать дальше — продавать их, или нет. Когда мы говорим о децентрализации, то должны обеспечить и ресурс. А продавать земли стратегического запаса считаю нелогичным. Даже председатель Госгеокадастра ранее говорил, что им необходимо около 2-х лет, для того чтобы продать 1 млн га земли.
У нас в государственной собственности около 10 млн га земли. Соответственно, с такими темпами, нам потребуется 20 лет, чтобы продавать эту землю. А не начав с государственной земли, мы не можем продавать частные земли. Поэтому эта история не на 5-10 лет, а растянется во времени на значительно более долгий период. И бояться этого не надо.
Недавно под стенами Верховной Рады бастовали аграрии, требуя передачи государственных земель территориальным общинам, а также возвращения льготного налогообложения НДС для сельхозпроизводителей — спецрежима. Будут выполнены их требования?
Алексей Мушак: У нас сегодня работает спецрежим в обрезанном виде. Насколько реально возвращение его в полном объеме — это будет решаться в сессионном зале. Спецрежим уже работает без малого лет 20. Если вы посмотрите, какие вообще есть льготы для отрасли, то они, как правило не бывают такими длительными — 5-7 лет. Это первая составляющая. Второе, по моему мнению, спецрежим себя исчерпал. Он реализовался, а в последние годы использовался для различных теневых схем уклонения от налогообложения. Так, с одной стороны он помогал крестьянам, а с другой — приносил убытки государству. Так не должно быть.
Мы должны быть готовы к тому, что в мире все меняется. Малым фермерам нужно занять свою нишу, например, выращивание органических продуктов, где хорошая рентабельность. Кстати, мы планируем в ближайшее время зарегистрировать законопроект о производстве органических продуктов. То есть, малый фермер должен искать те ниши на рынке, которые не интересны крупным производителям, поскольку он никогда не сможет с ними конкурировать за счет техники, оборудования, ресурсов и др. Он не сможет быть конкурентным, если выращивает только пшеницу.
Но будут другие варианты поддержки государства?
Алексей Мушак: Планируется, что это будут прямые дотации, но я не очень верю в их эффективность. Один из вариантов поддержки — ввести компенсации кредитной ставки. Но здесь возникает вопрос: кого мы должны поддерживать? Кто такие маленькие фермеры? Например, средний надел в Голландии — 35 га. У нас до 1000 га считается маленьким. Но по Европейским меркам — он чрезвычайно большой. То есть, если мы будем поддерживать фермеров, которые имеют до 3000 га, 1000 га, то это небольшие средства для бюджета — 1-2 млрд грн ежегодно. Но все нужно сделать грамотно, чтобы не было злоупотреблений.
Вы принимали участие в разработке Стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий 2020. Как Вы считаете, что нужно для ее эффективной реализации и как оцениваете работу Министерства аграрной политики и продовольствия?
Алексей Мушак: Для реализации нужен план и команда. Ресурсы под аграрную отрасль нам готовы давать международные партнеры. Отрасль прибыльная и будет развиваться.
План я так понимаю, уже есть?
Алексей Мушак: Есть стратегия, но как в каждой украинской стратегии, там говорится о многих вещах. На самом деле, нужно исходить из простых вещей, например, мы хотим в 2 раза больше выращивать зерна — давайте считать, сколько нам для этого нужно элеваторов, зерновозов, насколько увеличить портовую мощность, увеличить ли другие составляющие. Вы считаете и определяетесь, что еще нужно сделать. Но главный вопрос — это вопрос земли, которая позволяет привлекать оборотные средства. Если будет рынок земли, это будет намного проще.
Относительно оценки работы Минагропрода, то я считаю, что на данном этапе задача министерства, как и правительства — не мешать. С этой задачей министр Алексей Павленко справился. Он не мешал рынку развиваться и не блокировал инициативы профильного парламентского Комитета. Вместе с тем, министерство владеет и управляет многими активами, где Алексей Павленко не проявил себя до конца, хотя находится на посту уже достаточный для этого срок. Не налажена эффективная работа «Укрспирта», ГПЗКУ, «Аграрного фонда», имеем только сообщение о коррупционной деятельности внутри этих государственных компаний…
Вас в СМИ иногда называют лоббистом компании «Кернел» из-за родственных связей с ее учредителем. Можете прокомментировать?
Алексей Мушак: Посмотрите на мою законотворческую деятельность, я никогда не занимался лоббизмом отдельной компании. Это тупиковый подход. Нужно заниматься лоббированием интересов всего рынка. Только так можно выиграть всем: и большим, и средним, и мелким производителям. Поэтому все мои законодательные инициативы направлены на развитие всего аграрного рынка.
Спасибо за уделенное время.
Елена Дереженко, AgroPortal.ua