AgroPortal.ua запускает рубрику «Бизнес спрашивает». Теперь представители отрасли смогут напрямую задать вопросы парламентариям. Первую встречу мы организовали фермеру, который обрабатывает 950 га на Полтавщине, Александру Журавлю (А.Ж.) с народным депутатом Леонидом Козаченко (Л.К.).
А.Ж.: У меня несколько блоков вопросов. Первый касается земельной реформы. Когда принимали мораторий на продажу земель сельхозназначения, Вы тогда, насколько мне известно, как раз были вице-премьером?
Л.К.: Это был 2002 год, приняли земельный кодекс и фактически ввели мораторий.
А.Ж.: Я хотел бы услышать Ваше отношение к мораторию?
Л.К.: Тогда данное решение было обосновано, ведь не было ответа на многие вопросы: как и по какой цене продавать распаеванную землю, как в целом формировать рынок. Украина, приняв земельный мораторий, изучала опыт восточноевропейских стран (Венгрии, Словакии, Польши, Болгарии), которые начали процесс приватизации земли. Сельское хозяйство — это не просто бизнес, это то, что сохраняет традиции, культуру страны, образ жизни в целом. Власть делала несколько попыток ввести рынок земли. Каждый раз движения в данном направлении вызывали сопротивление селян, в частности, фермеры категорически против.
А.Ж.: Я лично не типичный фермер, поскольку выступаю за открытие рынка земли. Я, например, не понимаю, почему, работая более 10 лет на земле, не имею права купить ее, фактически я бесправный в какой-то степени?
Л.К.: Я скажу, почему большинство фермеров против открытия рынка. Они считают, что не смогут купить землю из-за отсутствия денег.
А.Ж.: Почему нельзя, например, ввести элементарное ограничение на 50 га в одни руки?
Л.К.: Это правильный вопрос. Наиболее распространенный аргумент при определении земельного участка в Европе следующий: площадь должна давать собственнику земли заинтересованность работать как фермеру. Мерилом не должно стать приобретение участка и сдача его исключительно в аренду. Кроме того, нужно обязательно ввести мораторий на покупку земли и юридическими лицами, и иностранцами.
А.Ж.: Как считаете, кто должен иметь право первого покупателя на землю?
Л.К.: Можно взять примеры из мировой практики: преимущество отдавать тому, кто живет в данной местности. Далее в очереди тот, кто использует землю в настоящее время на правах аренды. Третьим может быть любой человек, кто живет в стране.
А.Ж.: Какой будет схема приватизации госземель?
Л.К.: Заявление премьер-министра о продаже 1 млн га госземель смутило многих, ведь никто и по сей день не знает, как продавать и кому продавать. Ключевые вопросы, которые не решены в части снятия моратория, я озвучил. Сегодня создано несколько рабочих групп как в Министерстве аграрной политики и продовольствия, так и в парламенте, которые занимаются данным вопросом. Половина из них, на мой взгляд, делают большую ошибку, потому что обсуждают возможность для юридических лиц без ограничений покупать землю. Но в Украине юридическое лицо по закону — это также и любая легализованная в стране иностранная компания.
А.Ж.: Выходит, что у нас все компании иностранные: холдинги зарегистрированы условно на Кипре или в других офшорных зонах. Дошло до того, что уже небольшие хозяйства, с которыми я общался, регистрируются за рубежом. Средний же класс остается вне закона. Это новое поколение фермеров, которые условно имея 100 гектаров земли, не оформляются вообще нигде. Они получают кэшем по 2 миллиона на предпринимателя и все числятся как единоличники и легализоваться такому предприятию совершенно нет возможности, потому что он как для единоличника уже большой, а для того, чтобы получать льготы по НДС он должен быть официально оформленным.
Л.К.: Фермерам нужно стоять до конца за возвращение к старой схеме 2014 года спецрежима, поскольку на фоне катастрофического падения цен на мировых рынках, потеря 20 млрд грн, которые предусматривал спецрежим, это критическая сумма.
А.Ж.: Вы считаете, что поддержанный Аграрным комитетом законопроект 3451-1 , будет в скором времени вынесен на голосование в зал?
Л.К.: Ведется огромное давление правительством на депутатов, чтобы они отозвали этот законопроект. Но я думаю, что он будет вынесен в сессионный зал и за него проголосуют, поскольку данный законопроект объединяет 11 аналогичных законопроектов внесенных более чем 100 депутатами. Такого прецедента не было еще в нынешней Верховной Раде. Отменить спецрежим НДС не было инициативой Международного валютного фонда. Наше правительство указало это решение как один из путей обеспечения сбалансированности бюджета и поэтому МВФ подписал соответствующий Меморандум с Кабинетом министров Украины. Пусть правительство уберет коррупцию, только от этого можно дополнительно получить более 60 млрд грн в государственный бюджет, при этом не затрагивая интересов фермеров.
А.Ж.: Вы поддерживаете фермерские протесты?
Л.К.: Я фермеров понимаю, поскольку сам когда-то работал прицепщиком, трактористом, председателем колхоза. Если фермер во время посевной кампании едет в Киев, становится под Верховной Радой, это уже не просто отчаяние, это последний шаг, который он делает сознательно.
А.Ж.: Может, тогда необходимо сокращать количество народных избранников? Еще 16 апреля 2000 г. состоялся референдум, на котором 90% украинцев проголосовали за то, чтобы депутатов было не 450, а 300. Прошло 16 лет. Последнее знаковое голосование — за отставку Арсения Яценюка свидетельствует о том, что более сотни народных депутатов вообще не пришли на работу. Зачем нам такие депутаты, которым не интересна судьба страны?
Л.К.: Я сам инициировал подготовку законопроекта об уменьшении количества депутатов до 300 человек, но потом остановил этот процесс, поскольку его необходимо рассматривать в контексте конституционной реформы. Я как соавтор законопроекта о конституционной реформе надеюсь, что она будет реализована, и это станет первым шагом на пути демократизации общества. Я поддерживаю идею сокращения количества нардепов, но вопрос необходимо рассматривать более широко, не просто закон изменить, а принять системное решение во всех направлениях.
А.Ж.: Как Вы относитесь к идее переизбрания парламента?
Л.К.: Я за перевыборы, но после того, когда будет сформировано технократическое правительство. Если переизбирать Верховную Раду, правительство и Президента одновременно, это неправильно в условиях войны и такого тяжелого нынешнего экономического кризиса. Самое главное, чтобы в Верховную Раду пришли новые политики, которые качественно отличаются от тех, что есть сегодня. Если придут такие же, то перевыборы не имеют смысла.
А.Ж.: Теперь об отставке премьер-министра. Вы голосовали по этому вопросу?
Л.К.: Я голосовал за его отставку, но не со своего места, поскольку соседи не давали мне этого сделать. Система не сработала. Таких как я в зале было около 20 человек. Я написал заявление о том, что голосовал за отставку Арсения Яценюка. Я не хочу его критиковать, он много сделал, чтобы не допустить дефолта, много сделал, чтобы решить ряд проблемных вопросов, но с главной задачей не справился — экономика продолжает падать, а коррупция процветать.
А.Ж.: Каким должен быть и как выбираться аграрный министр?
Л.К.: Я считаю, что профильные аграрные ассоциации должны быть привлечены парламентскими фракциями для обсуждения вопроса о делегировании на должность министра профессионалов в этой сфере. Я также против иностранцев в правительстве. Ну, не может страна с 44 млн населения не иметь своих интеллектуалов, практиков, патриотов. Как может такая страна, как Украина, кричать на весь мир, дайте нам министров финансов, экономики и других, потому что у нас нет своих. Это стыдно.
А.Ж.: Стыдно и тогда, когда едешь по селам и появляется депрессия, потому что села вымирают. Такое ощущение, что прошел Голодомор или какая-то мировая война. Выходит, украинское село смогло пережить Голодомор, войны, а демократию пережить не может. Очень много молодежи, специалистов выезжают за границу. Какое Ваше видение как депутата, который уже долго в политике, что можно сделать, чтобы у нас хоть люди оставались работать? У меня есть много знакомых среднего класса из города, которые хотят приехать, вложить миллионы в развитие села, но для этого они хотят купить землю. Возможности такой нет, поэтому они вместо того, чтобы вложить деньги в украинский агропромышленный комплекс, уезжают в Чехию или Испанию.
Л.К.: Вы сами отвечаете на свой вопрос. Один из путей решения данной проблемы — введения рынка земли. Владелец всегда привязан к земле. Второй шаг — иностранные инвестиции. Украине, чтобы на 100% реализовать имеющийся аграрный потенциал, необходимо инвестировать не менее $75 млрд. При этом необходимо увеличить переработку продукции, логистику, развивать биоэнергетику. И, конечно, очень важной является реформа государственного управления отраслью.
А.Ж.: Вопросов еще много, но так как времени уже мало, объясните такой момент: почему не работает закон о выделении земли участникам АТО?
Л.К.: Соответствующий закон принят. Земли резерва будут распределять органы местного самоуправления. До этого вопрос был эксклюзивно на контроле Госземагентства. Также в законе предусмотрено распределение земель резева и запаса через открытый аукцион, а не путем «подковёрной» договоренности. Против нововведений выступает часть фермеров, которые говорят, что местные власти будут выдавать землю тому, кто заплатит больше.
А.Ж.: Я считаю, что этим вопросом должны заниматься именно органы местного самоуправления.
Л.К.: Земля, предусмотренная участникам АТО, должна быть немедленно передана им. Но всем остальным она будет предоставляться только на основании аукциона или конкурса, который проводит местная община. Не земагентство, а местная община! И еще один интересный с точки зрения земли вопрос. У нас очень много земель бывших совхозов, которые сейчас перешли в подчинение Министерства аграрной политики и продовольствия и НААН. Я сейчас создал специальную группу, которая работает над проектом закона, согласно которому эти земли будут распаеваны и переданы в собственность тем, кто на них работал.
Алла Стрижеус, Оксана Пирожок, AgroPortal.ua