Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) присоединилась к позиции ведущих бизнес-сообществ и подчеркивает необходимость доработки законопроекта «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты по совершенствованию работы Бюро экономической безопасности Украины» (№10440).
Как говорится в сообщении УКАБ, специалисты бизнес-ассоциаций, находясь в ожидании реальных сдвигов по внесению изменений в действующее законодательство, которые будут гарантировать защиту бизнеса, детально проанализировали этот законопроект и подготовили ряд предложений, которые нужно учесть при его доработке.
Учитывая непростую ситуацию, когда доверие бизнеса к правоохранительным органам требует восстановления, крайне необходимы следующие изменения:
- Предусмотреть, что в уголовных правонарушениях, подследственных Национальной полиции и БЭБ, не может быть дано поручение оперуполномоченным СБУ.
- Любые действия или бездействие, а также решения следователя, дознавателя, прокурора, принятые при любом процессуальном действии, могут быть обжалованы следственному судье.
- Предусмотреть, что у прокурора после получения судебного решения, согласно которому необходимо вернуть временно изъятое имущество, появляется обязанность в течение 24 часов дать указание следователю о немедленном возвращении такого имущества и 72 часа на возврат такого имущества органом, который его изъял.
- Ввести срок действия постановления следственного судьи об аресте имущества, а также понятие критически важного имущества и установить исключительные основания его изъятия.
- Предусмотреть, что неуведомление владельца имущества о рассмотрении ходатайства об аресте имущества является препятствием в рассмотрении ходатайства.
- Предоставить право также и следователю отменять аресты путем закрытия уголовного производства по согласованию с прокурором.
- Установить, что максимальный размер залога не может превышать минимального объема инкриминируемых убытков, подтвержденных заключением эксперта.
- Возложить на следственных судей обязанность проверки соблюдения органом досудебного расследования требований подследственности при рассмотрении поданных ходатайств.
- Предусмотреть, что нарушение подследственности уголовного производства, незаконное изменение подследственности уголовного производства может быть обжаловано прокурору высшего уровня, а отказ в удовлетворении такой жалобы может быть обжалован в суд.
- Предусмотреть, что лицо, у которого проведен обыск, должно получить право ознакомиться с материалами, которыми прокурор, следователь обосновывал доводы ходатайства. Предполагается предоставить право на отмену постановления об обыске. Запретить изъятие вещей и документов, которые не указаны в постановлении следственного судьи.
- Установить конкретные сроки досудебного расследования и процедуру их продления в фактовых уголовных производствах, за исключением преступлений, отнесенных к подследственности НАБУ и ГБР. Также предлагается урегулировать вопрос о сроках в уголовных производствах, которые пришлись на военное положение, с правом продлевать такие сроки у следственных судей.
- Ввести запрет стороне обвинения проводить экспертизы в подведомственных такой стороне органах с целью недопущения монополии на проведение экспертиз и злоупотребления ею.
- Предусмотреть, что следственный судья, суд могут вынести отдельное постановление, которым признать нарушение сроков возврата изъятого имущества и направить его в дисциплинарный орган или для решения вопроса о регистрации уголовного производства в соответствующие органы.
«Такие изменения необходимы прежде всего для решения проблемы давления на бизнес, а также сделают БЭБ единственным органом по расследованию экономических преступлений. Учитывая вышесказанное, УКАБ вместе с украинским бизнес-сообществом призывает народных депутатов провести обсуждение наработанных предложений и доработать проект №10440 к первому чтению, включив в него предложенные нормы», — подытожили в ассоциации.