Румынский порт Констанца потерял половину транзита украинского зерна

11 декабря 2024, 14:57 8559

Румынский порт Констанца по итогам января – октября 2024 года уменьшил перевалку транзитных грузов украинского зерна против аналогичного периода прошлого года на 52%: отправлено 5,7 млн т против 11,7 млн т в прошлом году.

Об этом сообщает Rail.insider.

В октябре румынский порт отгрузил 490 тыс. т украинского зерна против 430 тыс. т в сентябре. Этот результат оказался лучшим за последние четыре месяца, однако почти вдвое уступает объемам февраля, марта и апреля 2024 года, когда транзит ежемесячно превышал 800 тыс. т. По сравнению с октябрем прошлого года грузопоток уменьшился в 2,4 раза.

Всего после начала полномасштабного вторжения рф и переориентации украинской экспортной логистики транзитом через Констанцу доставлено 28,3 млн т украинских зерновых. Почти половина указанного объема отгружена в прошлом году — 14 млн т. В 2023 году это альтернативное направление изрядно поддержало украинских экспортеров: через румынский порт прошла примерно треть всего украинского экспорта зерновых. В 2022 году транзит зерна составил 8,6 млн т.

Нынешнее падение украинского транзита сказалось на общем объеме зернового сегмента Констанцы. По итогам 10 месяцев 2024 года порт потерял пятую часть зерновых грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: обработано 23,5 млн т против 29,4 млн т в прошлом году.

В течение 2023 года благодаря украинскому транзиту порт держал рекордные темпы перевалки зерна и завершил год абсолютным рекордом зернового сегмента — 36 млн т. Этот показатель на 43% превзошел предыдущий зерновой максимум порта — 25,2 млн т, зафиксированный в 2021-м.

Таким образом, если в пиковом 2023 году украинская доля зернового сегмента Констанцы составляла 39%, то в январе – октябре 2024 года уменьшилась до 24%.

Отмечается, что падение украинского транзита происходит тогда, когда Румыния модернизирует транспортную сеть и инфраструктуру самой Констанцы, а частные инвесторы оптимизируют мощности портовых терминалов. Среди недавно утвержденных проектов — создание второй подъездной железнодорожной линии к порту Констанца стоимостью более $160 млн, которая должна улучшить транзитные возможности.