Еврокомиссия наконец выдала решение относительно импорта из Украины зерновых и масличных в Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию и Словакию. Оно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Такое мнение высказал вице-президент по экономическому образованию, доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский в Telegram.
По его словам, хорошим является то, что Еврокомиссия признает необоснованными упреки партнеров об участии Украины в ценовом обвале.
«Основная проблема — логистические расходы/проблемы и забитые хранилища. Но данных или аналитической записки нет. Ну и покупали и забивали хранилища не украинские компании», — добавляет эксперт.
Нивьевский считает, что если сработает запрет на пшеницу, кукурузу, подсолнечник и рапс, то другие позиции бунтарями будут сняты. Транзит через эти пять стран будет, импорт в другие страны ЕС также будет.
Плохим в этом решении он считает удар по единству ЕС.
«Наоборот, Еврокомиссия нашла юридическое основание. Куда же смотрели аналитики и политики ЕК, что такую проблему проглядели. Это не хорошо», — написал эксперт.
Кроме того, фермерам еще и заплатят за демарш, подчеркивает Нивьевский. Теперь можно ждать подобных вещей в отношении, например, беженцев (например, в Германии, Италии или Польше). Это же тоже экономические потери для населения этих стран, перегрузка жилых площадей, вытеснение местных и т.п.
«Хотя решение задекларировано на один месяц, но черным по белому ЕК написала, что готова продолжить. И продолжит, я думаю. Потому что через месяц — новый сезон, новые объемы экспорта, и лучше логистике этих стран не будет, только хуже. Кстати, если действительно снимут через месяц, это будет нелогично и «умножит на ноль» все аргументы, почему они сейчас этот запрет вводят», — пояснил он.
В то же время это удар по Украине, уточняет эксперт. Ведь если для бунтарской пятерки агросектор — всего до 2-5% ВВП, для Украины АПК сейчас один из двигателей экономики, которая в войне.
«Также это сигнал россии и дальше тормозить зерновой коридор, чего, вероятно, следует ожидать», — подытожил Нивьевский.