АО «Укрзализныця» намерена повысить на 20% тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в следующем году.
Это приведет к удорожанию логистики для аграриев, которая уже сейчас съедает львиную долю экспортной цены зерна и делает его выращивание убыточным, говорится в сообщении Украинской зерновой ассоциации (УЗА).
«В условиях, когда экспорт зерновых и масличных значительно ограничен из-за войны и дорогой логистики (высокие тарифы на фрахт судов и страхование из-за рисков войны), аграрии в этом году фактически продолжают работать в убыток. По данным исследования «УКРАИНА: Влияние войны на прибыльность сельскохозяйственного производства», проведенного Министерством аграрной политики и продовольствия Украины при поддержке Глобального фонда по уменьшению рисков катастроф и восстановления (GFDRR), 5 из 6 основных зерновых и масличных культур в этом году являются убыточными для украинских аграриев», — подчеркивают в УЗА.
Согласно оценкам специалистов, потери в сельском хозяйстве из—за уменьшения производства, блокады портов и подорожания производственных факторов превышают $25 млрд. При этом потери от недополученного урожая агрокультур оцениваются в более $10 млрд. Как известно, в результате военной агрессии российской федерации Украина потеряла около 25-30% посевных площадей, что уже привело к существенному снижению производства зерна.
«Повышение железнодорожных тарифов на грузовые перевозки и удорожание стоимости использования вагонов заведет аграриев в еще большие убытки, и они сократят посевные площади под урожай 2024 года. В условиях, когда экспорт зерновых и масличных является одним из основных источников валютных поступлений в страну, сокращение посевных площадей под этими культурами автоматически означает падение экспорта и валютной выручки. Сокращение производства, а затем и экспорта зерновых и масличных, приведет к падению и грузовых перевозок «Укрзализныци» и ее доходов. Таким образом, рост тарифов приведет к негативному результату для самой «Укрзализныци», — считают в УЗА.
И добавляют, что в условиях войны, а также угрозы сокращения финансовой помощи для бюджета Украины со стороны партнеров это будет иметь катастрофические последствия для всей экономики. Повышение тарифов приведет к ускорению инфляции, а сокращение валютных поступлений — к дальнейшей девальвации гривни и дополнительному давлению на показатель инфляции. В результате вся экономика и потребители Украины пострадают от решения АО «Укрзализныця» повысить тарифы на грузовые перевозки, объясняют специалисты.
УЗА призывает правительство и АО «Укрзализныця» к диалогу с бизнесом и поиску взаимоприемлемых решений, в частности с аграрным сектором, который продолжает нести на себе основное бремя, поскольку платит значительно большие тарифы на железнодорожные перевозки, чем другие товарные группы.