Экспорт украинской агропродукции через порты Балтии будет конкурентоспособным только после их интеграции в европейскую транспортную инфраструктуру.
Об этом рассказал глава правления АО «Укрзализныця» Евгений Лященко в интервью «Интерфакс-Украина».
«Порты Балтии действительно имеют большой незадействованный потенциал. Та же Клайпеда может переваливать до 10 млн т в год. Если мы говорим об общих возможностях портов стран Балтии, то это 20 млн т в год. Но все морские порты Балтии в контексте подвоза грузов по железной дороге были задействованы через беларусь по колее 1520 мм. Чтобы доехать до Клайпеды сейчас, нужно перегрузиться на границе Украина-Польша, а потом на границе Польша-Литва. Это две перегрузки», — объясняет Лященко.
По его словам, доставка зернового груза в Клайпеду выйдет ориентировочно на 50% дороже, чем в польский Гданьск. И в несколько раз дороже, если сравнивать с ценой транзита через украинские глубоководные порты.
Решению вопроса экономической целесообразности экспорта украинской агропродукции через Клайпеду помогла бы стратегия присоединения балтийских портов к европейской железнодорожной инфраструктуре.
«Системное решение вопроса тесно связано со стратегией присоединения балтийских портов к европейской железнодорожной инфраструктуре. Много лет реализуется проект Rail Baltica, но он касался только пассажирского движения и не предусматривал соединения с портами, в частности, с портом Клайпеда. В последнее время мы поднимаем перед литовской стороной вопрос именно в контексте грузовых перевозок. Они заинтересованы реализовывать эти проекты в партнерстве с Украиной», — отмечает глава УЗ.
Лященко добавил, что реализация такого проекта вполне возможна в рамках программы «Пути солидарности», финансируемой через Европейский фонд объединения (CEF).