Об этом говорится в исследование морского агента Stark Shipping, пишет Ukrainian Shipping Magazine
Главная причина ожидаемых потерь — неурожай зерновых и снижение перевалки этого груза в портах. Так, по данным АМПУ, за январь–октябрь 2020 г. морпорты Украины отгрузили в порядке экспорта 37,7 млн тонн зерна — на 9,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 г. Снижение экспорта шло по нарастающей с резким скачком в октябре. Очевидно, что такая тенденция в существующих условиях продолжится, а средний ежемесячный показатель снижения перевалки достигнет 15% (хотя есть все шансы, что реальное падение будет больше).
До января украинские порты будут отгружать кукурузу в рамках заключенных форвардных контрактов. Экспорт с октября по январь, ориентировочно, составит 12,7 млн тонн. На конец января кукурузы в резерве останется около 9,8 млн тонн, а значит, среднемесячный экспорт в феврале–сентябре 2021 г. не превысит 1,2 млн тонн
В разрезе портов прогноз снижения перевалки зерновых (кукуруза и пшеница) и прибыли в первом полугодии 2021 года выглядит так:
Морской порт |
Дефицит перевалки зерна, млн т |
Недополученная сумма портовых сборов, млн долл. |
Недополученная сумма стоимости перевалки, млн долл. |
Николаев |
3 |
7,6 |
35,8 |
Черноморск |
2,5 |
4 |
29,6 |
Пивденный |
1,4 |
2,8 |
16,5 |
Одесса |
1,2 |
2,4 |
14,2 |
Все порты |
8,5 |
17,6 |
100 |
«Вероятнее всего, настоящая большая конкуренция за грузоотправителя начнется с февраля, а в марте терминалы уже будут вынуждены демпинговать ставкой перевалки, чтобы привлечь объем. В более выгодном положении окажутся терминалы, принадлежащие трейдерам, которые смогут считать перевалку как часть заработка на трейде и либо снижать внутреннюю цену до уровня себестоимости, либо зарабатывать исключительно на перевалке, торгуя в минус», — рассказывает директор по развитию Stark Shipping Андрей Соколов.