Из-за войны против Украины потеряно до трети переработки украинского подсолнечника

21 февраля 2023, 09:48 1837

На сегодня практически не работает переработка в масложировой отрасли на Харьковщине, Запорожье и мультинациональные компании по всей стране. Что касается остальных компаний с украинскими корнями вне зоны боевых действий, а таких производителей у нас на рынке большинство, — то они все работают.

Об этом рассказал трейдер по масличным культурам ГК «Прометей» Владимир Бондарук в интервью для «Интерфакс-Украина».

«Мы практически потеряли переработку в масложировой отрасли в Запорожской области, включавшей в себя Мелитопольский, Пологовский МЭЗ, завод «Сателлит». В то же время крайне ограниченно функционируют три предприятия в Запорожье, включая такой гигант как Запорожский масложировой комбинат, — говорит трейдер. — В Херсонской области потерян Каховский МЭЗ с капиталом иностранного инвестора. На Харьковщине предприятия тоже работают постольку-поскольку, хотя эта область была богата МЭЗ: в частности, там у двух крупных агрохолдингов было три завода. еще в области из-за войны пострадало несколько МЭЗ среднего размера».

Он также добавляет, что Донецкую и Луганскую области тоже не стоит учитывать — подсолнечника там выращивается немного.

Основные потери — это Харьковская и Запорожская области, значимые с точки зрения краша (от англ. crash — процесс маслоэкстракции). В них перерабатывалось до трети украинского подсолнечника.

«Напоследок, мультинациональные компании вышли с украинского рынка или существенно уменьшили объемы переработки. Одна очень крупная международная компания боялась военных рисков, и первые 6 месяцев войны не сотрудничала с украинскими компаниями и толком не вела деятельность ни в трейдинге, ни в целом по переработке. Это был достаточно сильный игрок на рынке с большими МЭЗ в Днепропетровской и Николаевской областях. Они сами производили растительное масло и аккумулировали его в значительном количестве в портах. Не могу сказать, что они сейчас «вне рынка», но конкуренции с их стороны мы не чувствуем», — комментирует Владимир Бондарук.