Польше нужно думать о том, как инвестировать в логистику, чтобы заработать на транзите украинского зерна к конечным потребителям на север Германии, в Данию, Нидерланды, Великобританию и страны Скандинавии.
Об этом в интервью ИА «Українські Новини» отметил заместитель директора по финансовым решениям компании «Сингента» в Украине Борис Приходько.
«Польские фермеры недовольны тем, что украинские излишки зерна такими темпами едут через границы и, как они считают, «давят» на внутренние цены. Мы понимаем, что такое недовольство имеет место, ведь Польша самодостаточна с точки зрения баланса зерновых. В частности, в прошлом маркетинговом году эта страна экспортировала рекордные 1,9 млн т кукурузы (кстати, около 50% — в Германию)», — отмечает он.
При этом Борис Приходько указывает, что на время, когда Польша присоединялась к ЕС, на границе Польши с Германией в среднем через каждые 15 км существовал транспортный коридор. Украина на границе с Польшей имеет такой коридор в среднем через каждые 67 км.
Для поляков это дополнительные возможности заработать на логистике украинского зерна, для фермеров западной части Украины — это альтернативный рынок сбыта, который повышает ликвидность спроса на зерно, а следовательно и цену.
В качестве примера Борис Приходько указывает, что от станции Ягодин до станции Ковель отремонтирована узкая железная дорога, которая не работала несколько лет. На этом участке уже строятся три элеватора — «сухие» порты, которые смогут переваливать зерно на узкую железную дорогу. «Это означает, что фермеры с Волыни получили возможность продать зерно на 20—25% дороже в направлении порта Гданьск, чем в направлении Одессы», — говорит эксперт.
В прошлом году «Сингента» взяла на себя временно функцию трейдеров, ведь фермер, который не продал остатки урожая, столкнулся с отсутствием спроса. «В то же время нам необходимо было обеспечить аграриев семенами подсолнечника и кукурузы, а также средствами защиты растений», — добавляет Борис Приходько.
По его словам, в прошлом году инвестировано более $2 млн в закупку специализированных контейнеров для перевозки сыпучих грузов с целью экспорта зерновых железнодорожным транспортом.
В текущем календарном году «Сингента» планирует инвестировать на прошлогоднем уровне в приобретение 40-футовых железнодорожных платформ для усиления конкурентного преимущества компании в логистике, а именно — перевозки зерна собственными платформами в собственных контейнерах.
Вместе с тем Борис Приходько отмечает, что компания «Сингента» «не занимается спекулятивными операциями с зерном».
Мы не удерживаем сознательно, как говорят трейдеры, длинную или короткую позицию, чтобы заработать на колебаниях цены во времени. Это не наша цель: купить дешево — продать дорого. Наша цель — помочь фермеру превратить излишки зерна в деньги.
В свою очередь директор и владелец элеватора ЧП «НПО »Энергосберегающие Технологии« (Тернопольская область) Иван Искерский добавляет, что компания «Сингента» оперативно сориентировалась и предложила один из лучших вариантов для экспорта украинского зерна по железной дороге именно через границы — перевозку контейнерами.
По его словам, разная ширина железнодорожных путей в Украине (1520 мм, широкая колея) и Европе (1435 мм, узкая колея), слабо развитая железнодорожная и торговая инфраструктура на границах, отсутствие сухих портов замедляют экспорт в направлении западных границ.
«Унифицированная инфраструктура с европейской даст возможность уменьшить нагрузку с портов «Большой» Одессы и диверсифицирует направления экспорта украинского зерна», — резюмировал эксперт.