Об этом сегодня в ходе пресс-конференции на тему: «Кто платит налоги в агросекторе» заявил генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Тарас Высоцкий.
Таким образом, по его словам, совместные усилия власти и бизнеса в реформировании сектора могут дополнительно привлечь 3,6 млрд гривен уже в этом году.
В целом, по расчетам экспертов УКАБ, финансирование развития сельских территорий и наполнения местных бюджетов происходит за счет таких налогов, уплачиваемых аграрными производителями:
Как уточнил Тарас Высоцкий, за счет уплаты единого налога 4 группы местные бюджеты в прошлом году получили 2,5 млрд грн от использования 21,3 млн га земель с/х назначения, которые официально используются аграрными предприятиями. От «теневой» обработки местные бюджеты недополучили 0,82 млрд грн. Из-за повышения ставки налога в 2016 году аграриями будет уплачено около 5,3 млрд грн единого налога из официально обрабатываемых земель, а при детенизации обрабатываемых земель дополнительно привлечено 1,8 млрд грн.
НДФЛ с арендной платы за земельные паи в 2015 году составил 1,81млрд грн. Сумма недополученных средств оценивается в 0,6 млрд грн. Повышение ставки НДФЛ с 2016 года может привести к увеличению поступлений на местном уровне от этого налога до 2,61млрд грн в этом году, а потенциальные поступления в результате детенизации оцениваются в 0,87 млрд грн, отметил гендиректор УКАБ.
Поступления в местные бюджеты от уплаты НДФЛ, которые взимались с заработной платы работников аграрного сектора, в прошлом году составили 1,77 млрд грн и еще 0,59 млрд грн было недополучено в результате «теневой» обработки земли. В 2016 году прогнозируется уплата аграрными предприятиями 2,69 млрд грн налога на областном уровне, а дополнительные поступления от детенизации могут составить 0,9 млрд грн. При этом ожидается, что средний уровень заработной платы в сельском хозяйстве по итогам года вырастет с 3140 грн до 3984 грн в месяц при стабильных экономических условиях.
«В тени сегодня находится около трети аграрного сектора, что приводит к упадку сельских территорий, а рост налоговой нагрузки только стимулирует агробизнес работать непрозрачно. Складывается ситуация, когда из-за недостатка государственных средств из прозрачного бизнеса пытаются взыскать больше, тогда как борьба с теневым бизнесом не происходит. Мы считаем, что введение минимального налогового социального обязательства с 1 га с/х земель поможет увеличить поступления в местные бюджеты от тех агропроизводителей, которые сейчас работают «в тени», — подытожил Тарас Высоцкий.
Кроме обязательных выплат, прозрачные аграрные компании также оказывают социальную помощь местным общинам и жителям. Согласно исследованию ассоциации, в среднем с 1 гектара с/х земель 66 грн направляются на социальные нужды сельских общин. Общий объем такой помощи с официально арендованных земель оценивается в 1,4 млрд грн.