Эта история на первый взгляд может показаться невозможной, абсурдной, но если подробно и несколько раз четко проверить все факты, можно быть шокированным информацией. Речь пойдет об основном договоре об организации перевозки грузов и проведении расчетов за перевозку и предоставленные железной дорогой услуги.
Сегодня на рынке перевозки зерновых грузов железнодорожным транспортом одним из основных вопросов остается цена посуточной аренды вагона, профицит, перспективы цены аренды вагонов на новый маркетинговый год.
Большинство тех, кто имеет значительный опыт в элеваторном бизнесе, в последние годы почувствовали, что этот бизнес значительно изменился и продолжает стремительно меняться. Предприятия, которые 2-3 года назад были достаточно прибыльными, сегодня имеют в разы меньшие доходы, некоторые находятся на грани выживания, а некоторые, наоборот, увеличили свою прибыль.
Недавно Украинская зерновая ассоциация (УЗА) обратилась в АО «Укрзализныця», Мининфраструктуры и Минэкономразвития с просьбой восстановить перевозки зерновых грузов на особых условиях — по расписанию движения маршрутных поездов (РДМП) в кратчайшие сроки.
14 августа 2020 года на ZOOM-конференции рабочей группы по оперативному решению вопросов логистики в сельском хозяйстве директор департамента коммерческой работы АО «Укрзализныця» Андрей Мирошников сообщил, что решение АМКУ о нарушении введения дополнительной услуги подачи и уборки вагонов на «малодеятельные станции» вступает в силу через два месяца. АО «Укрзализныця» не соглашается с решением комитета и будет обжаловать данное решение в судебном порядке.
Вскоре начнется новый сезон сбора урожая, и для аграриев вопрос логистики, как всегда, снова будет актуален. Вопросов — множество. Как обезопасить себя уборочной техникой и автотранспортом? Какие будут ставки на перевозки? На какой элеватор завезти урожай? Каким образом отгрузить в порт и вовремя выполнить контракты? И этот перечень можно продолжать.
С 2019 года Антимонопольный комитет Украины осуществлял расследование в отношении АО «Укрзализныця» в части создания неконкурентных условий для определенных пользователей услуг АО «УЗ».
За последний год около 40% железнодорожных станций побывало в списке «малодеятельных» — такую динамику декларирует «Укрзализныця». Последний год участники перевозочного процесса слышали о 300 «малодеятельных» станциях. Действительно ли «малодеятельных» 300? Как влияет «малодеятельность» станций на украинский бизнес и инвестиционную привлекательность?
После работы АС «УППВ» в 2017/18 МГ (ІТ-система по автоматическому распределению вагонов) руководству «Укрзализныци» показалось, что станций, осуществляющих отгрузку зерновых грузов, достаточно много. Во время работы АС «УППВ» дефицитные вагоны-зерновозы распределялись более или менее пропорционально поданным заявкам на отгрузку, но с большим процентом невыполнение этих заявок.
После новости о подписании меморандума о взаимопонимании с железнодорожным оператором Германии, и уведомлением, что немецкие специалисты будут работать над реформированием управленческих механизмов предприятия «Укрзализныци», украинские специалисты отрасли поделились на два лагеря, тот кто — за, и тот, кто — против такого сотрудничества.
Дерегуляция вагонной составляющей, которая состоялась 19.02.18 г., дала участникам зернового рынка «рыночную» цену вагонной составляющей. Перевозчик, он же монополист — АО «Укрзализныця» — по своему желанию определяет суточную стоимость использования вагона парка УЗ. После дерегуляции у вагона — как у собственного, так и у вагона парка УЗ — существует суточная стоимость.
Последние лет 5 часто слышу от коллег-экспедиторов, сотрудников «Укрзализныци» вопросы следующего характера: почему ваш элеватор или агрохолдинг не хочет самостоятельно выступать отправителем своего груза? Зачем вам посредник (экспедитор), он же по большому счету ничего не делает?
В Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины 22 марта состоялось совещание по вопросам логистики в сельском хозяйстве. Вопрос для обсуждения был только один: деятельность АО «Укрзализныця» в 2019-2020 годах при перевозке сельскохозяйственной продукции.
По результатам рейтинга-анализа второго полугодия 2018 года директор по экономике и финансам АО «Укрзализныця» 21 февраля 2019 года представил новый список «малодеятельных станций». В перечень вошла 301 станция, открытая для погрузочных работ. Также был официально определен термин «малодеятельная грузовая станция» и «малодеятельная убыточная грузовая станция».
Согласно справке «Укрзализныци», на сегодняшний день в Украине 22 347 вагонов-зерновозов. Из общего парка 11 476 вагонов на балансе «Укрзализныци», 10 871 — вагоны других собственников.
15 ноября 2018 года на сайте «Укрзализныци» появилась информация о плане перевозок зерновых грузов до конца 2018 года. В сообщении указано, что «Одной из самых больших проблем, которые ограничивают возможность увеличивать объемы перевозки урожая зерновых 2018-2019 годов, является отсутствие среднесрочного планирования». Также обнародован план перевозок зерновых на два месяца — ноябрь и декабрь 2018 года.
В октябре 2018 года ПАО «Укрзализныця» окончательно перешла на отгрузку зерновых грузов вагонами ЦТЛ маршрутными отправками. Только около 10% украинских элеваторов могут осуществлять формирование маршрутной партии вагонов за 24 или 48 часов.