Затерянные вагоны. Миллиардные потери аграриев из-за халатности «Укрзализныци»

19 декабря 2019, 07:02 8811
Алексей Шахов

Дерегуляция вагонной составляющей, которая состоялась 19.02.18 г., дала участникам зернового рынка «рыночную» цену вагонной составляющей. Перевозчик, он же монополист — АО «Укрзализныця» — по своему желанию определяет суточную стоимость использования вагона парка УЗ. После дерегуляции у вагона — как у собственного, так и у вагона парка УЗ — существует суточная стоимость.

Суточная стоимость вагона собственного парка формируется от цены парка УЗ, спроса и предложения. Суточная стоимость вагона парка УЗ формируется на основании Порядка определения платы за использование собственных вагонов перевозчика АО «Укрзализныця» в процессе предоставления услуг по перевозке грузов.

Дерегуляция должна была поставить в конкурентные условия владельцев вагонов, грузовладельцы должны были получить более конкурентные условия выбора вагонов для перевозки. Но для монополиста вагоны частного парка служат как инструмент завышения стоимости вагона парка УЗ (детали здесь).

Если владелец груза хочет доставить от станции А до станции Б свой груз, у него существует выбор, в каких вагонах осуществить перевозку. Если грузовладелец воспользовался вагонами собственного парка при осуществлении перевозки, то фактическая стоимость этой перевозки будет известна после осуществления такой перевозки.

Например, рассчитаем стоимость вагона парка УЗ на рейс с нормативным сроком доставки 6 суток. Рассчитывает ТМкарта с коэффициентом порожнего пробега и Т.доп.

Цена вагона ЦТЛ, когда он находится на ответственности «Укрзализныци», составляет 15 849,84 грн/рейс, или 1 320,82 грн/сутки на 12 суток.

Цена вагонной составляющей собственного вагона рассчитывается на фактический срок нахождения вагона в пути. Если предположим, что «Укрзализныця» нарушает сроки доставки вагона на 10 суток в загруженном состоянии и на 10 суток в пустом от нормативного срока доставки, то цена вагонной составляющей на такую перевозку увеличится на количество задержанных суток.

Если предположить, что вагоны собственного парка находятся в рейсе (загруженный, пустой) 32 суток, при условии такой же цены 1 320,82 грн сутки/вагон, то цена вагонной составляющей будет составлять 42 266,24 грн/рейс.

То есть вагон, в котором находится 65 т кукурузы, для владельца груза будет стоить:

- ЦТЛ — 243,84 грн/т;

- собственный вагон — 650,24 грн/т.

Нарушая срок доставки собственных вагонов, «Укрзализныця» создает условия для повышения стоимости вагонной составляющей для вагонов парка УЗ. Чтобы не быть голословным, предлагаю разобрать реальный пример нарушения «Укрзализныцей» сроков доставки и фактических убытков, вызванных такими действиями.

29.10.19 г. со станции Чернигов на станцию Черноморск-Порт-Экс. отправлено 2 вагона, расчетный срок доставки — 6 суток, 6 суток на возвращение.

Вагонная составляющая, когда вагоны находятся на ответственности «Укрзализныци» — 1 320,82 грн вагон/сутки, общая стоимость должна составлять 15 849,84 грн/рейс, или 243,84 грн на 1 т кукурузы.

Но «Укрзализныця», пользуясь своим монопольным положением, задерживает вагоны, которые находятся в рейсе, то есть находятся на ответственности «Укрзализныци».

По состоянию на 18.12.19 г. вагоны, отправленные 29.10.19 г. (50 суток назад), еще не доставлены до станции назначения (Информация о вагонных операциях). Вагоны находятся в рейсе. На сегодня стоимость вагонной составляющей для данного вагона составляет 66 041,00 грн/вагон, или 1 016,01 грн/т, что не является окончательной ценой, поскольку вагон еще не доставлен.

То есть «Укрзализныця», нарушая срок доставки вагона, уже нанесла грузовладельцам ущерб на 772,17 грн/т, или на 17% от стоимости груза. В данных 2-х вагонах 130,75 т кукурузы, сумма ущерба уже 100 961,22 грн.

Если стоимость вагонной составляющей будет достаточно высокой, то аграриям будет просто невыгодно пользоваться вагонами собственного парка.

Для недопущения искусственного завышения вагонной составляющей, цены на перевозку груза, в компетенции АМКУ рассмотреть вопрос обязать «Укрзализныцю» компенсировать владельцам вагона стоимость вагонной составляющей, превышающей срок доставки вагона. Цена компенсации определяется на основании цены монополиста (УЗ) на вагонную составляющую на дату отгрузки/оформления вагонов к перевозке. Компенсация вагонной составляющей происходит в автоматическом режиме на железнодорожный счет вагоновладельца после доставки вагона до станции назначения.

Компенсация стоимости вагонной составляющей будет стимулировать «Укрзализныцю» доставлять вагоны без нарушения сроков доставки, а если такое произошло, грузовладелец будет с гарантиями, что заключенный контракт на поставки не будет убыточным.

АО «Укрзализныця» за 2019/20 маркетинговый год перевезет около 22 млн т зерновых грузов. Средний срок задержки вагонов собственного парка в рейсе — около 10 суток (загруженный + пустой).

1 320,82 грн вагон/сутки × 10 суток задержки ÷ 65 т в вагоне = 204,94 грн/т — убытки от действий УЗ.

22 млн т × 204,94 грн/т = 4508680 000,00 грн — примерные убытки аграриев от просрочки доставки вагонов-зерновозов собственного парка.

Алексей Шахов, директор ООО «Украинские аграрные потоки»


Источники информации:

http://uz-cargo.com/

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.