Очередная порция лапши от Укрзализныци для зернового рынка

08 ноября 2019, 10:33 4329
Алексей Шахов

Для большинства участников зернового рынка уже понятна формула объемов перевозки зерновых грузов железнодорожным транспортом.

Общее количество вагонов ÷ оборот вагона × средняя загрузка вагона × 365 дней в году = количество тонн, которое можно перевезти за один год данным количеством вагонов. Если хотим увеличить количество перевозок, увеличиваем какой-либо показатель из указанных.

Со всех информационных площадок/источников УЗ заявляет, что улучшила свою работу с зерновыми грузами, зерновых перевозит больше, чем в прошлом году, что маршрутизация дает положительный эффект, нити-графики дают еще лучший эффект и т.п.

Например, 4 октября 2019 года в своем блоге Андрей Рязанцев заявил: «В июле-августе 2019 г. было перевезено больше на 20% в тоннах (до 5,6 млн т) и на 38% — в тонно-километрах. Это свидетельствует, что мы везем почти на четверть больше. Показатели же экспортных перевозок, которые являются наиболее интересными для наших клиентов, в тот же период оказались еще лучше. Рост на 38% в тоннах и на 54% — в тонно-километрах. Это — уровень!

Темпы роста сохраняем и в сентябре. По оперативным данным, за 24 дня первого месяца осени среднесуточная нагрузка зерновозов возросла на 13,6% (до 1595 вагонов). По весу эта цифра больше на 14,5% (104,8 тыс. т). Итак, каждый зерновоз перевозит в среднем больше зерна, что является положительным показателем с точки зрения использования вагонного парка».

Что же происходит на самом деле, почему участники рынка не испытывают улучшений (за исключением отдельных)?

2018 год:

- вагонный парк зерновозов — 19113 вагонов;

- перевезенный объем зерновых и прод. перемола — 32 880 300 тонн.

Чтобы рассчитать средний оборот вагона за 2018 г., немного меняем уже знакомую формулу:

количество тонн ÷ 365 дней в году ÷ средняя загрузка вагона = количество вагонов под погрузку в сутки;

общее количество вагонов ÷ количество вагонов в сутки = средний оборот вагона.

Рассчитываем:

32 880 300 ÷ 365 ÷ 67 = 1 344,52 вагона/сутки под погрузку;

19 113 ÷ 1 344,52 = 14,26 суток оборот вагона (ЦТЛ + Собственные).

Если предположить, что оборот вагона останется на уровне прошлого года, в 2019 году получим следующее:

- вагонный парк зерновозов — 27 827 вагонов по состоянию на 07.11.19 года;

- оборот вагона — 14,26 суток/вагон;

- средняя загрузка — 67 тонн.

Рассчитываем:

27 827 ÷ 14,27 × 67 × 365 = 47 688 106 тонн зерновых грузов должно перевезти АО «Укрзализныця» в 2019 году. Но даже заявленная цифра в 1595 вагонов в сутки не совпадает с расчетной 1950 вагонов/сутки.

Учитывая имеющийся парк зерновозов, если оборот вагона будет оставаться на уровне прошлого года, АО «Укрзализныця» только за счет увеличения вагонного парка должна перевезти до 45% зерновых больше, чем в прошлом году. Учитывая значительно меньшее суточное количество вагонов (355), можно утверждать, что оборот вагона не соответствует показателям прошлого года, или рабочий парк зерновозов меньше имеющегося — два показателя, которые друг другу не мешают.

Подытоживая вышеописанное, качественные показатели работы определяются в обороте вагона: чем меньше оборот, тем лучше «Укрзализныця» работает. Работать УЗ не стала лучше, просто увеличилось количество вагонов. Оборот вагона ухудшился по сравнению с прошлым годом.

 Алексей Шахов, директор ООО «Украинские аграрные потоки»


*В количестве вагонов не учтена прогрессия роста количества в течение года.

**В расчетах возможны незначительные математические погрешности.

Источники информации: https://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/electronic_transportation/

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.