Представители УЗ предоставили презентацию с довольно интересными и важными цифрами для дальнейшего формирования планов и стратегии по перевозке урожая 2019 года. Основная стратегия относительно распределения вагонов-зерновозов парка АО «Укрзализныця», Центра Транспортной Логистики (далее — ЦТЛ) остается без изменений, максимальная маршрутизация перевозки зерновых. Предложений по изменениям, улучшениям относительно оборота вагона, количества вагонов-зерновозов парка ЦТЛ «Укрзализныця» не представила.
Учитывая информацию от УЗ, можно спрогнозировать план перевозки зерновых, агрокомпаниям выработать собственную стратегию по перевозке зерновых урожая 2019 года.
Количество вагонов-зерновозов парка ЦТЛ — 9997 штук.
Средний оборот вагона ЦТЛ за период полной маршрутизации — 10,55 суток.
Количество маршрутных станций — 77, количество маршрутных элеваторов по данным станциям — 95.
Среднее количество единовременного хранения зерновых на одном маршрутном элеваторе, по открытым данным — 89290 тонн.
Среднее количество оборотов маршрутного элеватора за сезон с применением отгрузки на железную дорогу — 4 оборота.
Поэтому, чтобы вычислить плановое количество зерновых, которые будут перегружены через маршрутные элеваторы, делаем следующий расчет: 89290 (среднее количество единовременного хранения) * 4 (кол-во оборотов за сезон) * 95 (кол-во маршрутных элеваторов) = 33 930 200 тонн — перевалка зерновых через маршрутные элеваторы.
Чтобы понять, сколько зерна может перевезти УЗ вагонами ЦТЛ, учитывая количество, оборот вагона ЦТЛ и среднюю загрузку вагонов, делаем следующее:
9997 (количество вагонов) ÷ 10,55 (оборот вагона ЦТЛ) = 947,5 вагонов/сутки;
947,5 ÷ 54 (кол-во вагонов в маршруте) = 17,5 маршрутов/сутки;
95 (кол-во маршрутных элеваторов) ÷ 17,5 = 5,4 дня — средний интервал между маршрутами ЦТЛ на маршрутных элеваторах;
947,5 * 67 (тонн, средняя загрузка для вагона ЦТЛ) = 63 482,5 тонн/сутки — отгрузка вагонами ЦТЛ с маршрутных элеваторов;
63 482,5 * 365 = 23 171 112,5 тонн/год — возможности перевозки вагонами ЦТЛ.
Не стоит забывать, что у элеваторного комплекса должен быть технологический перерыв для приема нового урожая (зачистка, плановый ремонт, модернизация, проведение дезинфекции складских помещений и т.д.)
Таким образом, если в «Укрзализныце» оборот вагона, количество вагонов останется на том же уровне, что и в этом МГ, то маршрутные элеваторы в течение 2019-20 МГ будут обеспечены зерновозами парка ЦТЛ только на 68%, другие 32% могут быть обеспечены частным парком, вагонами других государств или автотранспортом. Учитывая дефицит вагонов ЦТЛ даже на маршрутные элеваторы, в период перевозки может быть применена приоритизация по выделению данных вагонов.
Исходя из расчетов, для максимального обеспечения вывоза зерновых, «Укрзализныце» необходимо сосредоточить свое внимание на уменьшении интервала в обороте вагона. Полная маршрутизация сделана, станция погрузки — станция выгрузки. Поэтому самый большой вопрос АО «Укрзализныци» к скорости движения маршрутов. Также надо обратить внимание, что маршрутные элеваторы — в основном достаточно крупные предприятия, и около 50% имеют собственные маневровые локомотивы с правом выезда на станцию. Поэтому нагрузка на маневровые локомотивы УЗ для формирования маршрутных партий уменьшается на маршрутных элеваторах.
Подводя итоги вышеприведенных расчетов, если АО «Укрзализныця» не снизит интервал между оборотом вагонов, то на маршрутные элеваторы вагонов ЦТЛ в 2019-20 МГ будет не хватать, грузовладельцы будут вынуждены привлекать вагоны частного парка, что негативно повлияет на количество вагонов-зерновозов на станции/элеваторы, которые не имеют возможности формировать маршрутные отправки, а таких около 90%.
Алексей Шахов, директор ООО «Украинские аграрные потоки»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.