После введения так называемой «малодеятельности» бизнес с большой осторожностью относится к «малодеятельным» станциям и предпочитает по возможности не использовать их для отгрузки/приема грузов. Инвесторы тоже не хотят инвестировать в такие станции (предприятия по станциям) или в станции (предприятия), которые находятся в зоне риска попасть в список «малодеятельных».
«Малодеятельная» станция увеличивает стоимость логистики в разы, из-за чего грузовладельцам становится просто невыгодно пользоваться такой станцией и предприятиями по данной станции.
6 марта 2020 года на официальном сайте Министерства инфраструктуры Украины Владислав Криклий сделал заявление: «Укрзализныця» должна предложить адекватное решение по возобновлению работы малодеятельных станций.
Министр инфраструктуры отметил, что в профильное министерство поступают многочисленные жалобы и обращения от предприятий местных и центральных органов исполнительной власти, народных депутатов, в которых указывается об ограничении планирования перевозок грузов с/на «малодеятельные» станции. Это приводит к значительным негативным последствиям для малого и среднего бизнеса и социальной напряженности в регионах расположения таких станций.
«Оптимизация работы «Укрзализныци», в частности, признание станций малодеятельными, должно происходить на основании объективных расчетов. Если после закрытия станций расходы на их содержание продолжают оставаться высокими, а местный бизнес лишается возможности транспортировки грузов и говорит о введении дополнительной платы на обслуживание, есть вопросы к эффективности подобных решений и к их коррупционной окраске. 11 марта вопрос возобновления работы малодеятельных станций мы рассмотрим вместе с менеджментом УЗ», — отметил Владислав Криклий.
После встречи прошел уже почти месяц, но официального результата встречи Министерством инфраструктуры озвучено не было. О чем же договорились министр с менеджерами «Укрзализныци», попробуем проанализировать по списку «малодеятельных» станций.
Согласно порядку «рейтинг-анализ» проводится каждые 6 месяцев. По результатам 6 месяцев работы УЗ должна добавлять или убирать из списка станции: «если уровень среднесуточной общей погрузки и выгрузки станции составляет менее 10% по сравнению с аналогичным средним показателем всех грузовых станций в целом по АО «Укрзализныця».
То есть менее 2,4 вагона/сутки за период с 07.2019 г. по 12.2019 г. является «малодеятельностью».
До анонсированной встречи в МИУ, согласно АС «Месплан», по состоянию на 07.02.20 г. в списке «малодеятельных» — 292 станции. После проведенной встречи в МИУ из данного списка исчезают 64 станции и добавляются новые 92 станции. По состоянию на 21.03.20 г. список обновляется и состоит из 320 станций. Через некоторое время постепенно из списка исчезают 11 станций.
По состоянию на 08.04.20 г., по данным АС «Месплан», в списке 309 «малодеятельных» станций. То есть с 07.02 по 08.04.20 г. в списке «малодеятельных» побывало 384 станции, или 40% от общего количества 963 станций, по которым проводят «рейтинг-анализ».
Анализируя станции, которые удалили из так называемых «малодеятельных», много станций, не достигших «критериев» «Укрзализныци» для исключения из «малодеятельных». Например, некоторые станции исключили из списка «малодеятельных», которые не отгрузили и не выгрузили ни одного вагона, или отгрузили/выгрузили 2 вагона за 6 месяцев.
То есть логики включения/исключения из списка «малодеятельных» просто не наблюдается. Некоторые станции после обновленного списка в 320 станций через несколько дней были исключены из списка, предприятия по данным станциям принадлежат «определенным» компаниям.
Вся эта манипуляция «Укрзализныци», а именно — главного идеолога «малодеятельности» господина Андрея Рязанцева, просто профанация, направленная на дискредитацию основного перевозчика страны — «Укрзализныци», снижение грузопотока, для концентрации определенных объемов на «нужных» станциях и предприятиях по этим станциям.
Список исключенных/добавленных станций можно посмотреть здесь
Алексей Шахов, эксперт по аграрной логистике
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.