Подробнее информацию о ІТ-систему по автоматическому распределению вагонов можно узнать перейдя по ссылке АС «УППВ» в 2017/18 МГ
В 2018 году руководство «Укрзализныци» приняло решение, что около 300 станций необходимо сократить. Но вопрос, каким образом это сделать, был пока открыт...
27.04.2018 г. на официальном сайте «Укрзализныци» появилась информация: «Укрзализныця» предлагает оптимизировать работу малодеятельных зерновых грузовых станций и приглашает участников рынка к открытому обсуждению этой инициативы».
В сообщении, которое озвучил и.о. председателя правления ПАО «Укрзализныця» Евгений Кравцов, сказано: «Нам нужен открытый диалог, чтобы совместно со всеми участниками рынка и экспертами согласовать алгоритм дальнейших действий в отношении малодеятельных зерновых грузовых станций. Для «Укрзализныци» малодеятельные станции — неэффективны, а учитывая тенденцию роста экспорта зерна, для «Укрзализныци» важно заблаговременно принять соответствующие меры, чтобы на должном уровне обеспечить перевозки зерна в новом маркетинговом периоде».
По его словам, анализ работы зерновых грузовых станций свидетельствует, что около 300 зерновых грузовых станций из 528 сегодня обрабатывают незначительное количество грузов, до двух вагонов зерна в сутки. Но при этом они осуществляют нагрузку на железнодорожную инфраструктуру и требуют значительных затрат на содержание. Также рейтинговой оценкой определено 177 малодеятельных станций по погрузке зерна, деятельность которых, по мнению специалистов ПАО «Укрзализныця», целесообразно оптимизировать путем их реструктуризации, санации, временного или полного закрытия для грузовых операций.
В частности, предложения «Укрзализныци» заключаются в полном закрытии 60 станций для грузовой работы, а также закрытии 110 станций для грузовой работы на период с 1 июня по 1 декабря 2018 года с последующим восстановлением при наличии определенного количества заявок на погрузку. Также есть 7 станций, которым из-за отрицательного финансового результата или недостаточного использования мощностей предлагается предоставить возможность в течение нескольких месяцев увеличить количество среднедневной нагрузки вагонов и выйти на безубыточную деятельность.
Евгений Кравцов отметил, что такие меры позволят улучшить качественные показатели работы подвижного состава и соответственно качества предоставляемых услуг. По предварительным подсчетам, расходы на содержание станционной инфраструктуры малодеятельных станций уменьшатся до 350 млн грн в год, примерно на столько же будут уменьшены расходы на формирование поездов за счет уменьшения расстояния между станцией погрузки и станцией формирования поездов. Эти средства будут направлены на обновление рабочего парка грузовых вагонов и локомотивов, улучшение станционного хозяйства. Кроме этого, благодаря оптимизации малодеятельных станций предполагается дополнительно высвободить до 50 маневровых локомотивов, что улучшит операционную работу.
Руководитель «Укрзализныци» также добавил, что кроме механизма ограничения работы малодеятельных станций, «Укрзализныця» также разрабатывает алгоритм ценового стимулирования для перехода клиентов на более мощные станции по погрузке. «Это уже будет второй этап, но мы его также предлагаем обсудить с участниками рынка», — отметил Евгений Кравцов.
Он также отметил, что в процессе открытого обсуждения этих инициатив «Укрзализныци» с участниками рынка планируется сформировать независимую группу экспертов, которая даст им свою оценку. Она повлияет на окончательное принятие решения о закрытии или продолжении работы тех или иных малодеятельных зерновых станций.
Чтобы понять, почему же некоторые станции грузят незначительное (по мнению УЗ) количество грузов, предлагаю ознакомиться со справочником основных показателей работы региональных филиалов АО «Украинская железная дорога» за 2003-2018 годы, который размещен на официальном сайте «Укрзализныци».
Основные показатели, влияющие на количество вагонов, которое «Укрзализныця» может ежесуточно подать под погрузку, это оборот вагона и общее количество вагонов. То есть, например, если УЗ имеет 1 вагон с оборотом в 5,85 суток, который был в 2011 году, то за год работы данный вагон может осуществить 62,4 рейса, или перевезти 4 180,34 т груза, средняя загруженность вагона — 67 т (365 дней ÷ 5,85 суток = 62,4 рейсов). Если оборот грузового вагона увеличивается, одним вагоном можно осуществить меньше рейсов и соответственно перевезти меньше груза. Оборот грузового вагона в 2018 году составил 10,35 суток, средняя загруженность вагона — 67 т (365 дней ÷ 10,35 суток = 35,3 рейса в год, или 2 362,80 т перевезено одним вагоном за год эксплуатации. То есть, в среднем возможности «Укрзализныци» в подаче вагонов под погрузку с 2011 по 2018 год в расчете на один вагон уменьшились на 77%.
Уменьшение возможностей УЗ в подаче вагонов под погрузку привело к систематическому снижению и/или невыполнению планов перевозки грузов, в частности зерновых. Согласно «Справке по выполнению заявок на перевозку зерновых грузов» в период проведения рейтинга-анализа работы грузовых станций, среднее выполнение заявок по подаче вагонов под погрузку на сети «Укрзализныци» не превышало 30-40%, по отдельным станциям/участкам выполнение заявок по отгрузке было около 1%.
Неэффективная деятельность «Укрзализныци» привела к увеличению оборота грузового вагона, что в свою очередь привело к уменьшению возможностей в суточной подаче вагонов под погрузку. Ограниченное количество вагонов, которое «Укрзализныця» может подавать под погрузку, вызвало системное невыполнение планов на отгрузку со станций отгрузки.
Из информации «Укрзализныци» можно утверждать, что рейтинг-анализ по количеству отгруженных вагонов, который был проведен «Укрзализныцей» в 2018 году, можно считать нерепрезентативным, поскольку он не соответствует реальным пожеланиям грузовладельцев относительно отгрузки продукции.
В августе 2018 года, без всякого официального предупреждения, была заблокирована грузовая работа около сотни определенных станций. С данных станций и на данные станции не согласовывали планы на перевозки грузов. Через пять месяцев после первой блокировки работы станций, 18.12.2018 г., появляется первый официальный документ, который должен регламентировать порядок проведения рейтинга-анализа деятельности грузовых станций АО «Укрзализныця» (Приложение 6 к протоколу №Ц-64/101 Ком.т. заседания правления АО «Укрзализныця» от 18.12.18 г.). 26.12.2018 г. о принятии данного документа участникам рынка перевозок становится известно из информации, опубликованной на официальном сайте УЗ.
14.01.2019 г. «Укрзализныця» на официальном сайте публикует цены на выполнение работ (услуг), предоставляемых по свободным тарифам (единым), введенным в действие приказом АО «Укрзализныця» от 09.01.2019 г. №22. То есть, с 14.01.2019 г. (на 7-й месяц после начала блокировки работы станций) АО «Укрзализныця» предлагает заблокированным станциям/элеваторам вариант сотрудничества. В данном варианте «Укрзализныця» предлагает заказчикам услуг перевозки подписывать дополнительное соглашение на подачу и уборку вагонов на «малодеятельные станции» по свободным тарифам, что увеличивает стоимость подачи вагона на 170,38 грн без НДС вагон/километр и аналогично за уборку вагонов 170,38 грн НДС вагон/километр.
Если определенная УЗ «малодеятельная станция» находится на промежуточном участке, и если до ближайшей станции 20 км, стоимость подачи и уборки вагонов увеличивается на 13 630,40 грн/вагон без НДС, или 203,43 грн/т. Учитывая тот факт, что согласно «Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги и Коэффициентам, применяемым к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги», предприятия, которые заказывают подачу и уборку вагонов небольшими партиями, платят больше в расчете на один вагон, чем предприятия, которые грузят вагоны большими партиями. Данная норма направлена на компенсацию расходов, связанных со стоимостью подачи и вагонов небольшими партиями. Дополнительные средства, которые УЗ предлагает платить грузоотправителям за подачу и уборку вагонов на «малодеятельные станции», это дополнительная финансовая нагрузка на грузовладельцев.
Вариант сотрудничества, предложенный «Укрзализныцей», для грузовладельцев/элеваторов достаточно дорогостоящий и находится в ценовом диапазоне услуг элеваторов, которые находятся на станциях, которые не блокируются «Укрзализныцей».
Таким образом, увеличивая стоимость перевозки на/с «малодеятельных станций», «Укрзализныця» создала неконкурентные условия для элеваторных предприятий и других клиентов УЗ по сравнению со станциями, которые не блокируются «Укрзализныцей». Грузы вынуждены перемещаться на незаблокированные станции. Поэтому можно утверждать, что это и был второй этап ценового стимулирования переходить на более мощные станции по погрузке, о чем отмечал Евгений Кравцов в обращении от 27.04.18 г.
Предложенная «Укрзализныцей» стоимость услуг для работы на «малодеятельных станциях» ссылается на свободные тарифы, свободные тарифы регламентируются Сборником тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги и Коэффициентами, применяемыми к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги, пункт 32 — Перечень видов перевозок, работ и услуг, выполняемых железнодорожным транспортом по свободным тарифам (на основании отдельных договоров).
Расчеты за работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, по которым не осуществляется государственное регулирование тарифов, проводятся по свободным тарифам, которые определяются субъектами хозяйствования по соглашению сторон в порядке, который не противоречит законодательству о защите экономической конкуренции.
Свободные тарифы определяются, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств работ и услуг.
При реализации услуг по свободным тарифам стороны определяют методы согласования тарифа: подписание протокола с помощью средств связи и т.п., исходя из условий реализации (срочности реализации и др.).
N п/п |
Наименование видов перевозок, работ и услуг, выполняемых железнодорожным транспортом по свободным (договорным) тарифам |
1 |
Выполнение погрузочных работ, крепления грузов средствами перевозчика и предоставление других дополнительных услуг, связанных с выполнением грузовых операций |
2 |
Подача вагонов и контейнеров для погрузки (выгрузки) в определенное время, периоды суток, дни недели или месяца при наличии отдельной письменной заявки или договора о выполнении этой услуги (кроме дней, указанных в декадной заявке) |
3 |
Разработка и корректировка по просьбе отправителей чертежей, схем, выполнение расчетов погрузки и крепления грузов, проверка и утверждение чертежей и расчетов, предоставленных отправителями |
4 |
Обслуживание, ремонт и контрольные проверки весовых приборов, принадлежащих предприятиям и организациям, кроме структурных подразделений ПАО «Укрзализныця» |
5 |
Разработка и корректировка единых технологических процессов работы подъездных путей промышленных предприятий по их просьбе |
6 |
Предоставление услуг, связанных с перевозкой экспортно-импортных и транзитных грузов (пользование вагонами, хранение грузов, подача и уборка вагонов и т.п.), при переработке этих грузов по прямому варианту (вагон — судно) |
7 |
Предоставление вагонов ОАО «Укрзализныця» под погрузку на территории других государств |
8 |
Подача и уборка вагонов и контейнеров для погрузки или выгрузки на станции, не открытые для выполнения коммерческих операций, а также работы, связанные с приемом, выдачей, погрузкой и выгрузкой на этих станциях |
9 |
Другие услуги по просьбе грузовладельцев, связанные с перевозкой грузов, для которых не приведена готовая плата в этом сборнике и перечень которых определяется ПАО «Укрзализныця» |
Изменение стоимости грузовых перевозок регламентируется Приказом Министерства инфраструктуры Украины №782 от 08.10.2013 г. об утверждении Порядка пересмотра тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и подпадает под государственное регулирование. Заблокированные станции открыты для выполнения коммерческих операций. Ни один из 9-ти пунктов таблицы не подпадает по использованию к «малодеятельным станциям». Изменение стоимости перевозки на/с определенных станций, применение к ним неконкурентных условий противоречит законодательству о защите экономической конкуренции.
Согласно презентации АМКУ от 05 декабря 2018 года, «Укрзализныця» имеет монополию на рабочий парк вагонов-зерновозов и монополию на локомотивную составляющую (тягу).
Вышеприведенные факты подтверждают, что из-за ухудшения эффективности процессов по обороту грузовых вагонов произошло уменьшение возможностей в подаче вагонов под погрузку от «Укрзализныци». Невыполнение планов подачи/отгрузки грузов привело к уменьшению количества отгруженных вагонов с определенных станций. При желании осуществлять отгрузку грузоотправители физически этого не могли сделать из-за отсутствия вагонов под погрузку, которые должна подать «Укрзализныця».
В первом исследовании УЗ только 7 станций из 300 — с отрицательным финансовым показателем, то есть убыточные.
Согласно презентации (данным) директора по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Рязанцева А.В., с 31.12.2017 г. по 31.12.2019 г. общий парк вагонов-зерновозов увеличился на 66%, или на 11,48 тыс. вагонов.
Увеличение количества вагонов-зерновозов привело к увеличению объемов перевозки зерновых грузов. Но эффективность работы АО «Укрзализныця» по обороту вагонов-зерновозов общего парка не улучшилась, поскольку увеличенное количество перевозки зерновых меньше процента увеличения вагонов-зерновозов.
После первого заявления руководителя «Укрзализныци» об оптимизации отгрузки зерновых, и поскольку данный процесс был осуществлен «Укрзализныцей» в течение данного промежутка времени, можно утверждать, что действия «Укрзализныци» и ее руководства нарушают:
- Устав железных дорог Украины, пункт 7;
- Сборник тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги и Коэффициенты, применяемые к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги, раздел 32 — Перечень видов перевозок, работ и услуг, выполняемых железнодорожным транспортом по свободным тарифам (на основании отдельных договоров);
- Приказ Министерства инфраструктуры Украины №782 от 08.10.2013 г. об утверждении Порядка пересмотра тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом;
- Закон Украины «О защите экономической конкуренции», статья 13. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением на рынке.
После проведения логистического штаба 27 января 2020 года при Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от заместителя министра Тараса Высоцкого стало известно, что вопрос малодеятельных станций находится на рассмотрении в Антимонопольном комитете Украины.
Учитывая незаконные действия «Укрзализныци» и последствия данных действий, каждому пострадавшему предприятию предлагаю присоединиться и помочь АМКУ принять решение, которое разблокирует работу вашего предприятия и станции, вернет общие условия работы — равные для всех.
Учитывая вышеприведенную информацию, составлен шаблон обращения (заявление) в Антимонопольный комитет Украины. К заявлению прилагаются подтверждающие копии документов и ссылки на официальную информацию УЗ. Шаблон обращения, копию документов каждый желающий может найти здесь. Заявление в АМКУ подается согласно регламенту обращения.
Алексей Шахов, эксперт по аграрной логистике
Источники информации:
https://www.uz.gov.ua/press_center/up_to_date_topic/473057/
https://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/zayavki/zerno_zayavka/
https://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/dogtariffs/perel1/488512/
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1762-13
Презентация АМКУ от 05.12.2018 года
Презентация директора по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Рязанцева А.В.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.