ProZorro как инструмент ликвидации парка вагонов-зерновозов Укрзализныци

10 декабря 2018, 13:10 6184
Алексей Шахов

Монополия «Укрзализныци» на ценообразование вагонной составляющей неоспорима. Вот пример.

В октябре 2018 года «Укрзализныця» окончательно перешла на перевозку зерна вагонами «Укрзализныци» маршрутными отправками. В Украине около 10% элеваторов, которые могут заказывать на отгрузку маршруты (вагоны «Укрзализныци»). Около 90% элеваторов на сегодня не имеют возможности использовать вагоны «Укрзализныци».

8 октября ПАО «Укрзализныця» подписала договор с ProZorro.Продажи на возможность сдавать вагоны в аренду через данный сервис. На этапе эксперимента, который продлится около года, будет выставляться 5% парка УЗ — об этом заявил и.о. председателя правления ПАО «Укрзализныця» Евгений Кравцов на своей странице в Фейсбук.

После уточнения у директора филиала «ЦТЛ» ПАО «Укрзализныця» Подгородецкого С.И., что имеется в виду под «сдавать вагоны в аренду», стало понятно, что через ProZorro компании смогут торговаться за стоимость использования вагона на определенную перевозку, то есть аукцион за цену использования вагона в сутки. По состоянию на 07.12.18 года стоимость использования вагона-зерновоза «Укрзализныци» во время пустого и грузового рейса составляет 1266 грн с НДС вагон/сутки.

С 19 февраля 2018 года начал действовать новый порядок определения платы за использование собственных вагонов «Укрзализныци» в процессе перевозки грузов. Таким образом, комплексная ставка на перевозку зерновых грузов в вагонах «Укрзализныци» рассчитывается по схеме так же, как и в вагонах других владельцев:

  • железнодорожный тариф;
  • тариф за порожний пробег вагона;
  • вагонная составляющая;
  • станционные сборы;
  • запорно-пломбировочные устройства;
  • стоимость сертификации;
  • себестоимость организации процесса перевозки;
  • комиссия посредника (если есть посредник).

Данные показатели рассчитываются, добавляются и делятся на плановую или фактическую загрузку вагона. В результате расчета получаем комплексную ставку на 1 тонну организации и перевозки зерна.

Если расчетный срок движения вагона «Укрзализныци» от станции «А» до станции «Б» составляет 5 дней, то клиент УЗ оплачивает 5 суток пробега в пустом и 5 суток в загруженном состоянии.

Вагонная составляющая на данном примере — 12 266 грн/вагон, дополнительно оплачивается использование вагона под погрузкой и разгрузкой.

В определении цены на собственные вагоны владельцы вагонов-зерновозов опираются на цены «Укрзализныци» и спрос на вагоны. Учитывая тот факт, что большинство собственных вагонов-зерновозов имеют больший объем, чем вагоны УЗ, возможность планировать гарантийную подачу под погрузку в определенные сроки, меньшую возможность кражи грузов из вагона собственного парка, что дает им преимущество над вагонами «Укрзализныци», это соответственно увеличивает их цену по сравнению с вагоном «Укрзализныци». На сегодня рыночная цена использования (или аренды) собственного вагона составляет около 1600-1900 грн вагон/сутки.

Учитывая, что около 90% элеваторов Украины с октября не видели вагонов «Укрзализныци», можно предположить, куда поедут зерновозы и по какой цене через ProZorro.Продажи.

Наиболее острый дефицит вагонов-зерновозов ощущается на Львовской железной дороге. Ее самый проблемный участок — Тернопольская дирекция. Из-за отсутствия тепловозов на Тернопольский дирекции железная дорога не может вовремя подавать/забирать вагоны.

После запуска продажи вагонов через ProZorro у предприятий Тернопольского региона появится шанс получить вагоны «Укрзализныци». Какая цена на данные вагоны будет при условии большого спроса, рыночной стоимости использования собственного вагона, попробуем разобраться на реальном примере:

  • станция отправления — Козова;
  • элеватор отгрузки — ООО «Элагри-Козова»;
  • культура — пшеница 3 кл.;
  • станция назначения — Одесса-Порт (эксп.);
  • загруженность вагона — 70 тонн.

*Отгрузка осуществляется через экспедиторскую компанию (посредник).

**Элеватор использует собственный локомотив с правом выезда на станцию.

***Станция не может формировать маршруты, поскольку «Укрзализныця» не может за один раз вывезти 54 вагона с данной станции.

Элеваторное предприятие способно грузить и формировать маршрутную партию в 54 вагона-зерновоза до 48 часов, станция Козова имеет возможность принять/отправить маршрутную партию вагонов. Но «Укрзализныця» не имеет локомотива, который бы обеспечил вывоз маршрута с данной станции до опорной станции.

Учитывая «курс на маршрутизацию», «Укрзализныця» ограничила подачу вагонов «Укрзализныци» под загрузку на данный элеватор. Элеватору остается только один вариант — использовать вагоны частного парка.

Поскольку до данной станции вагоны с портовых терминалов едут с нарушением срока доставки вагона, и в среднем собственные вагоны едут 13-17 дней и возвращаются в порт за такой же срок, то факт оборота собственного вагона может достигать одного месяца. В связи с этим вагонная составляющая для парка собственных вагонов рассчитывается путем умножения цены использования вагона в сутки (цена аренды) на фактическое время оборота вагона. Учитывая, что вагон за месяц делает не три оборота, которые он мог бы делать на участках с более оживленным движением, посредник умножает свою комиссию в три раза, чтобы покрыть недополученную прибыль от уменьшения количества рейсов вагона.

Ниже приведены примеры расчета комплексной ставки по разным вариантам.

Вариант №1. Организация и перевозка собственным вагоном по фактическому времени оборота вагона

Расчет (вариант 1) показал, что комплексная ставка может составлять 1 345,86 грн/т, и это единственный на сегодня вариант вывезти объемы с данной станции. Можно предположить, что вагоны «Укрзализныци» смогут конкурировать по данному тарифу, поскольку владельцу зерна важен факт перевозки.

Вариант №2. Организация и перевозка собственным вагоном «Укрзализныци», купленным через ProZorro

Учитывая факторы, приведенные в варианте 2, цена вагона «Укрзализныци», купленного через ProZorro, может составлять 6 430,00 грн вагон/сутки, при этом комплексная ставка остается без изменений — 1 345,86 грн/т, как и у собственного вагона. Учитывая большое число желающих грузить зерно, данная ставка не является конечной. Учитывая высокую цену вагонной составляющей, некоторые компании будут вынуждены ожидать уменьшения цены использования вагона, что должно привести к уменьшению ставки на транспортировку.

Вариант №3. Организация и перевозка в собственном вагоне с соблюдением от «Укрзализныци» нормативного срока доставки вагона

Если бы «Укрзализныця» не нарушала срок доставки собственного вагона, ставка на тонну перевозки в собственном вагоне составляла бы 683,01 грн/т, или на 662,86 грн меньше варианта №1.

Расчет показывает, что «Укрзализныця» искусственно создала высокий тариф на транспортировку зерновых и за счет большого интервала в обороте собственного вагона через систему ProZorro хочет на этом еще и дополнительно зарабатывать. Ставка использования вагона-зерновоза «Укрзализныци» через ProZorro.Продажи может достигать 6000-7000 грн за сутки использования вагона и, учитывая искусственный спрос на вагоны, созданный «Укрзализныцей», это еще не конечная цена.

Продажу вагонов через ProZorro в том формате, котором предлагает нам УЗ, нужно запретить!!! Пока  УЗ влияет на скорость движения собственных вагонов, цена вагонной составляющей будет космической.  

Варианты, при которых возможна продажа через ProZorro без ущемления грузовладельцев:

1. Частная тяга на магистралях Укрзализницы;

Или

2. Компенсация отправителям в автоматическом режиме на их ТехПД (счет на УЗ), рыночной стоимости вагона за каждые сутки просрочки доставки вагона. Другими словами, если УЗ не доставила вагон с грузом или пустой в нормативное время доставки, то УЗ компенсирует отправителю за каждые сутки просрочки доставки вагона, цена компенсации, «рыночной стоимости вагона» будет определена на ProZorro, средняя по месяцу в месяц оформления собственного вагона к перевозке.

Алексей Шахов, менеджер по логистике AgroGeneration


Источники:

— https://www.facebook.com/photo.php?fbid=326750564769043&set=a.123966411714127&type=3&theater

— http://uz—cargo.com/news.html#n181112

— https://www.uz.gov.ua/press_center/up_to_date_topic/469439/

— http://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/tariff_conditions/transportation_in_ukraine/collection_rates/

ТМ Карта, версия 21,81

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.