Вагонный парк зерновозов «Укрзализныци» состоит из следующих моделей зерновозов: 1 267 вагонов-зерновозов модели 11-739 (особенность данного вагона — круглые люки для загрузки, в основном данный вагон согласно технической документации имеет максимальную грузоподъемность 65 тонн. Объем вагона 93 м3); 10200 вагонов-зерновозов модели 19-752 (самая распространенная модель зерновоза на «Укрзализныце», данную модель можно грузить до 70 тонн, но по некоторым вагонам такой модели существуют ограничения по загруженности до 65 тонн. Объем вагона 94 м3); 9 вагонов-хоппер модели 19-923-07 (ранее данные вагоны использовали для перевозки минеральных удобрений. Грузоподъемность 70 тонн, но объем в 81 м3 не позволяет грузить зерном до 70 тонн из-за низкой натуры зерна).
Согласно техническим параметрам данных моделей вагонов, их нормативный срок эксплуатации 30 лет. На сегодня средний возраст вагона-зерновоза парка «Укрзализныци» составляет 33,4 года. Строительство вагонов-зерновозов происходило:
Год выпуска вагона |
Количество вагонов |
Срок эксплуатации, годы |
Нормативный срок эксплуатации |
1991 |
11 |
28 |
30 |
1990 |
529 |
28,5 |
30 |
1989 |
1043 |
29,6 |
30 |
1988 |
964 |
30,7 |
30 |
1987 |
1244 |
31,5 |
30 |
1986 |
1358 |
32,6 |
30 |
1985 |
1470 |
33,4 |
30 |
1984 |
1640 |
34,6 |
30 |
1983 |
1333 |
35,6 |
30 |
1982 |
860 |
36,5 |
30 |
1981 |
276 |
37,7 |
30 |
1980 |
303 |
38,7 |
30 |
1979 |
285 |
39,6 |
30 |
1978 |
115 |
40,6 |
30 |
1977 |
38 |
41,6 |
30 |
1976 |
7 |
42,4 |
30 |
Из общего парка вагонов-зерновозов «Укрзализныци», по которым закончен срок эксплуатации, 678 вагонов уже не эксплуатируются, средний возраст данных вагонов 37,6 лет.
Из информации выше, 86% зерновозов преодолели отметку нормативного срока эксплуатации и должны быть списаны на данном основании. Но в Украине существует порядок продления срока службы грузовых вагонов, по которому можно продолжить эксплуатацию зерновозов максимум еще до 15 лет после окончания срока эксплуатации, но если вагон технически пригоден для этого. В соседних государствах (Беларусь, Россия, Казахстан) положение о продлении срока службы вагонов после окончания срока эксплуатации отменили, вагоны работают до 30 лет. Если бы в Украине последовали примеру государств-соседей и запретили бы использовать вагоны дольше нормативного срока их эксплуатации, то у нас бы на сегодняшний день осталось только 14%, или 1583 зерновозов из всего парка «Укрзализныци». Дефицит вагонного парка, финансовое состояние УЗ не позволяют принять данное постановление.
Вагоны, которые отработали нормативный срок эксплуатации и которые продолжают эксплуатировать, это объект повышенной опасности. Учитывая возраст и техническое состояние вагонов, в «Укрзализныце» есть определенный срок конечной даты эксплуатации каждого вагона. Сводная информация выглядит следующим образом:
Количество вагонов |
Год |
Будет списано |
10 798 |
2019 |
2 001 |
8 797 |
2020 |
2 109 |
6 688 |
2021 |
537 |
6 151 |
2022 |
922 |
5 229 |
2023 |
1 971 |
3 258 |
2024 |
648 |
2 610 |
Дата списания не определена |
Количество списания не определено |
О возможностях продления срока эксплуатации для данных вагонов ничего пока неизвестно. «Укрзализныця», видимо, понимает, что инвестировать/строить новые вагоны-зерновозы со своим финансовым положением не сможет. Поэтому инвестиции должны быть частные, и для этого уже есть готовая нормативно-правовая база и финансовая основа для данных инвестиций. Исходя из того, что вагонам «Укрзализныци» осталось недолго жить, руководство «Укрзализныци» предоставило жесткие и четкие установки для инвестирования в зерновую логистику:
- маршрутные элеваторы;
- частные вагоны.
Исходя из того, что горизонт для списания вагонов-зерновозов парка «Укрзализныци» небольшой, для УЗ важно сейчас, чтобы бизнес понял, что надо инвестировать. Политика УЗ с одной стороны выглядит очень жесткой, а с другой, без жестких мер в отношении дальнейшего направления движения, инвестиций, логистический кризис будет усиливаться. Если официально озвучить план ликвидации зерновозов и то, что УЗ не планирует строительство новых вагонов, это создаст ажиотаж на вагоны и очередь на вагоностроительные заводы. Производители вагонов в свою очередь будут необоснованно повышать цены.
Понятно, что логистика зерна не состоит только из одних вагонов, она зависит от множества факторов, но ясно одно: вагонный парк УЗ старый и нуждается в обновлении.
Алексей Шахов, менеджер по логистике AgroGeneration
Источники:
http://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/electronic_transportation/ (Парк грузовых вагонов Украины с распределением по РРС)
http://www.uz.gov.ua/cargo_transportation/legal_documents/wagon_termin/ (Порядок продления срока службы грузовых вагонов всех форм собственности в структуре ПАО «Укрзализныця»)
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.