С 2018 года «Укрзализныця» признала ряд станций «малодеятельными», сначала полностью заблокировала их работу, а впоследствии установила дополнительную плату за подачу и уборку вагонов для пользователей услуг по данным станциями.
Несмотря на то, что тариф на железнодорожные грузовые перевозки регулируется государственным регулятором, кроме случаев пункта 32 таблицы 5 Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги и Коэффициентов, применяемых к Сборнику тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги, «Укрзализныцей» был разработан признак «малодеятельности» и дополнительный железнодорожный тариф к данному признаку. Предприятия, которые находятся по станции с признаком «малодеятельная», автоматически становятся не конкурентами предприятиям, которые не имеют таких проблем.
Действия АО «Укрзализныця» были направлены на определенный кластер грузоотправителей, просто чтобы станции перестали осуществлять погрузку/разгрузку вагонов. Грузопоток, который ранее был на данных станциях погрузки/разгрузки, должен поехать для последующей загрузки/разгрузки на более мощные станции/предприятия, то есть на маршрутные. Таким образом, менеджмент УЗ пытался решить несколько своих проблем за счет бизнеса:
- уменьшить количество точек отгрузки и соответственно уменьшить затраты человеческих ресурсов и тепловозной тяги;
- уменьшить количество сортировочных операций от станции отгрузки до станции назначения;
- уменьшить затраты на доставку груза со станции отправления до станции назначения.
Поскольку АО «Укрзализныця» является единственным субъектом хозяйствования, который действует на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом на территории Украины, занимал на этом рынке монопольное (доминирующее) положение с долей 100%, то действия УЗ с тарифами подпадают под контроль АМКУ.
Признание станций «малодеятельными» и введение дополнительной услуги подачи и уборки вагонов для погрузки или выгрузки на «малодеятельные» станции, для выполнения коммерческих операций, имеющих признаки нарушения, предусмотренного частью первой статьи 13 и пунктом 2 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в виде злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке перевозки грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины, что привело к ущемлению интересов субъектов хозяйствования (потребителей услуг АО «Укрзализныця»), которое было бы невозможно в условиях существования значительной конкуренции на рынке.
За нарушение предусмотрен штраф в размере до десяти процентов дохода (выручки) субъекта хозяйствования от реализации (товаров, работ, услуг) за отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф.
АО «Укрзализныця» за 2019 год получила 72,5 млрд грн дохода за грузовые перевозки, 10% будет составлять 7,2 млрд грн.
На днях АМКУ закончил исследования, признал действия АО «Укрзализныця» незаконными в соответствии с вышеприведенными статьями.
Учитывая последствия для руководящего состава «Укрзализныци», который принимал решение об ограничении станций, исследованию АМКУ могут пытаться не дать хода. Зато предприятиям, которые побывали в списке «малодеятельных» после восстановления полноценной работы (отмены «малодеятельности»), необходим будет не один год, чтобы восстановить предыдущие объемы отгрузки на железную дорогу.
Главные инициаторы введения «малодеятельности» и дополнительных платежей — А.В. Рязанцев, В.В. Еремин.
Решение было поддержано руководителем АО «Укрзализныця» Е.П. Кравцовым, членами правления УЗ.
Алексей Шахов, эксперт по аграрной логистике
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.