Производителям нишевых культур нужно быть первопроходцами

07 февраля 2017, 12:04 3288

Сложные условия выращивания и высокие требования к качеству со стороны рынка уже давно загнали пивоваренный ячмень в разряд нишевых культур.

Ведь альтернативных вариантов, которые являются более рентабельными и простыми в производстве, на рынке предостаточно. Впрочем, ниша есть, а с ней — и перспективы.

Очевидным ориентиром для отрасли является пивоварение, объемы которого в Украине за последнее десятилетие сократились почти вдвое (в ответ на увеличение стоимости акциза), что, конечно, подкосило и производство пивоваренных сортов ячменя, ограничив для аграриев возможности местного рынка сбыта и заставив искать альтернативы на внешних рынках.

Так, несмотря на продолжение спада в пивоварении в 2016 году (-7,4%), производство солода в то же время возросло на 1,3%, достигнув отметки в 288,5 тыс. тонн, более 80,7 тыс. тонн (28%) из которых было экспортировано в течение января-ноября.

Экспорт в Европу (хотя он и возможен) вряд ли стоит считать перспективным — ЕС является не только крупнейшим производителем ячменя в мире (59,7 млн тонн; 41,5% мирового производства), но и крупнейшим производителем солода, около 42% глобальных мощностей которого сосредоточено именно в ЕС. Поэтому, несмотря на близость и высокую платежеспособность региона, в страны Европы за январь-ноябрь 2016 было направлено только 9% экспорта отечественного солода.

Не стоит также забывать о конкуренции на мировом рынке — крупнейшими экспортерами пивоваренного ячменя на мировом рынке являются Австралия (1,75 млн тонн), Канада (1 млн тонн) и ЕС (1 млн тонн).

«N. B.!» Своя ниша: искусство зарабатывать на пивоваренном ячмене

Наиболее перспективными в современных условиях направлениями экспорта пивоваренного ячменя и солода можно считать страны Африки и Азии — совокупные импортные потребности двух регионов в ячмене для пивоварения оцениваются в 3 млн тонн. Наибольшая потребность в импорте у Китая — 2,6 млн тонн. Вызвано это, прежде всего, стремительным ростом производства пива в Поднебесной, объемы которого за последние 15 лет почти утроились (+186%).

Что касается производства нишевых в целом, то однозначного «рецепта успеха» просто нет — перспективы и тормозящие факторы должны анализироваться по каждой отдельной культуре. Тем, кто все-таки решил взяться за нишевое производство, нужно быть готовым к тому, что придется стать первопроходцем, — сложности могут возникать буквально на каждом этапе, начиная от закупки посадочного материала и заканчивая сбытом готовой продукции. Поэтому в современных условиях производство нишевых наиболее целесообразно для уже действующих и прибыльных сельскохозяйственных предприятий, при условии сравнительно небольшой доли в структуре — около 20%.

Дмитрий Дейна, аналитик Украинской аграрной конфедерации