Такое мнение AgroPortal.ua высказал руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
«Например, законопроект №3739, который меняет порядок госзакупок в отрасли машиностроения. Он дискриминирует иностранных производителей и даёт преимущество украинским на конкурсах. То есть это — лоббизм и протекционизм, который ничем не обоснован», — отметил он.
И то, что у нас есть промышленное лобби, которое хочет продавать свою продукцию вне конкурса и рынка по более высоким ценам, — это не секрет, сказал эксперт. «Каждый производитель стремится реализовать свое дороже. И если есть возможность пролоббировать какие-то законодательные инициативы, которые позволят ему это делать, то он этой возможностью воспользуется. Но в этом могут прослеживаться элементы коррупции. А если покупатели будут переплачивать, то пострадают от этого все, потому что в бюджете и госкомпаниях будет меньше денег», — добавил Паращий.
Что касается популизма, ярким примером, по его словам, является анонсирование правительством и Президентом повышения минимальной заработной платы до 6 тыс. грн, а впоследствии — и до 6,5 тыс. грн. Эти решения они заворачивают в идею: «Мы заботимся о людях». Однако это произойдет на самом деле за счет бизнеса, который будет платить более высокие налоги. А он и без того находится не в самом лучшем состоянии, добавил эксперт.
«Если нормы, касающиеся ранее упомянутого закона, противоречат обязательствам Украины перед Всемирной торговой организацией, то к нам могут применить серьезные санкции», — прогнозирует он. Возможен вариант введения каких-либо ограничений на покупку украинской продукции. «Например, введут антидемпинговые пошлины. Или просто — какие-то «заградительные» квоты», — добавляет Паращий.
По его словам, в таком случае можно действовать следующим образом: если иностранный производитель хочет получить крупный контракт в Украине, то нужно, чтобы его часть выполнялась внутри.
«Можно вспомнить пример с закупкой «Укрзализныцей» американских локомотивов. Тогда договаривались о том, что их будут доукомплектовывать на украинском заводе. Однако я не слышал о каком-то реальном прогрессе в этом деле», — говорит он. По его словам, если государство хочет помогать местным производителям, то, наверное, например, МВД не будет закупать французские вертолеты. А будет пытаться найти производителя в Украине. То же с любой техникой, добавил он.
Наталья Рекуненко, AgroPortal.ua