Образовательный «велосипед». Почему мир пользуется им, а Украина продолжает изобретать?

07 февраля 2020, 06:29 4984

Онлайн-издание AgroPortal.ua уже в пятый раз провело награждение победителя и финалистов Всеукраинского конкурса «Лучшая аграрная практика». Собрав в одном месте студенчество, представителей агробизнеса и агрообразования, пытались выяснить, какие актуальные вопросы в образовательном процессе являются на сегодня критическими и вместе размышляли, сможет ли образовательная реформа стать точкой отсчета для получения высшего образования в Украине по-новому.

Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», гендиректор аграрной компании ИМК

В Украине очень талантливая молодежь, ее не нужно слишком мотивировать, лишь дать необходимую площадку, где она сможет развиваться. Вместо этого ныне действующие учебные планы полностью зарегулированы, или же одно и то же преподают несколько дней подряд, только под разным соусом, поскольку от количества пар, от количества занятий зависит зарплата преподавателя и т.п.

Для того чтобы система образования в Украине заработала, нужно, чтобы сама система была гибкой: предоставить больше автономии университетам, чтобы они сами подбирали востребованные на рынке специальности, сами набирали необходимое количество студентов, необходимое количество преподавателей и т.п.

На сегодняшний день в мире самой успешной моделью является англо-саксонская, где, по сути, доминируют британские, американские и австралийские университеты. Эта модель очень проста: тесное сотрудничество бизнеса и государства. Также эффективна европейская модель. При этой модели государство почти полностью финансирует вуз, выставляя определенные условия для самих учебных заведений.

Мы стараемся придумать собственную модель: и частично студенты платят, и частично бизнес поддерживает, однако государство хочет контролировать каждый процесс. Так не работает! Чтобы сделать прорыв в этой сфере, нам нужно переосмыслить то, что имеем, отойти от советской системы, где государство влияло на все, перейти к той модели, которая является успешной и понятной для всего мира. Другого варианта у нас нет.

К сожалению, забывая о том, что человечество уже изобрело велосипед, в Украине пытаются создать собственный велосипед, в том числе и в образовании. А его уже придумали: два равнозначных колеса, дальше — только детали.

Елена Ковтун, программный координатор проекта «Агрокебеты», доцент НУБиП

Сейчас студентам важно быть активными, перед ними сегодня открыто множество возможностей. Главное — видеть, что будет на финише, и пытаться все годы обучения накапливать знания.

В новом Законе Украины «О высшем образовании» есть отдельные новации относительно поступления, в частности, введение опции мотивационного письма с 2021 года, но это требование не является обязательным и остается на усмотрение университетов.

На самом деле, в правилах приема при поступлении в учебные заведения прописано, что за мотивационное письмо будет начисляться незначительное количество баллов (1% вступительного балла). Это, скорее, введено для того, чтобы абитуриент задумался, структурировал свои мысли и для себя понял, для чего он идет учиться по этой специальности. Оценки за мотивационное письмо должны быть обнародованы на официальном сайте заведения высшего образования до того, как начнется официальный старт основной сессии ВНО, чтобы избежать манипуляций.

Когда мы начинали с бизнесом новую магистерскую программу «Агрокебеты», мы просили написать абитуриентов мотивационные письма, потому что Наблюдательному совету и компаниям-стейкхолдерам проекта было интересно, почему заявители выбирают аграрную отрасль. Но, по нашему опыту, мотивационные письма не раскрыли способностей абитуриентов так, как это произошло на собеседованиях с членами Наблюдательного совета и представителями компаний-участников проекта «Агрокебеты». Я не думаю, что это нововведение будет иметь значительное влияние на рейтинговые списки абитуриентов, поскольку Киево-Могилянская академия, Украинский католический университет, Международный институт менеджмента, инновационная магистерская программа «Агрокебеты» используют этот инструмент для того, чтобы помочь студенту сориентироваться в правильности выбора специальности.

Виктор Тиховод, студент Таврического государственного агротехнологического университета им. Дмитрия Моторного

Для молодых специалистов самой весомой мотивацией является карьерный рост, высокая оплата труда, возможность постоянного обучения и развития в профессиональной деятельности, получения опыта за рубежом.

«N.B!» Лучшая аграрная практика 2019: что на самом деле мотивирует современного студента

Елена Артазей, директор департамента по управлению персоналом UKRAVIТ

У нас нелегкая задача — мотивировать поколение Z, учитывая, что это молодежь совершенно нового формата, и, соответственно, подходы должны быть другие. По опыту могу сказать, что из 10 студентов, обучающихся на 4-5 курсах, четверо решает сменить направление специальности. Нужно учитывать особенность, что поколение Z, даже при хорошем образовании, очень быстро меняет свои предпочтения.

Задача университета — дать возможность выбора уже в процессе обучения, а также мотивировать студента современной базой обучения.

Например, в «Институте здоровья растений» в Черкассах самое инновационное оборудование, и студент, попав к нам, может получить колоссальный опыт.

Несколько лет назад компания UKRAVIТ начала программу «Формула успеха», в которую на конкурсной основе из аграрных учебных заведений приглашаем студентов агрономической специальности для прохождения практики. Наши региональные представительства подают запрос, какое количество студентов они готовы взять на практику, и мы формируем группы. В прошлом году у нас было 6 студентов на практике, с двумя из которых мы держим связь и надеемся, что по окончании ЗВО они придут к нам работать.

Агрорынок отличается от других рынков тем, что требует углубленных знаний. Поэтому здесь молодых специалистов труднее найти, чем в другой отрасли.

Ольга Дигун, директор департамента маркетинга UKRAVIТ

Нематериальная мотивация для современной молодежи часто имеет гораздо большее значение, чем материальная. Ведь она стремится, в первую очередь, раскрыть свой потенциал, получить новые актуальные знания и навыки, а главное — максимально эффективно воплотить их в работе.

Возможность пройти стажировку в «Институте здоровья растений» является для них хорошим стартом на этом пути. Ведь таким технологическим оснащением и видами и количеством лабораторных исследований не может похвастаться ни один из научных центров Украины. Добавьте к этому тот факт, что уже сегодня, когда другие научные учреждения только переходят на европейские стандарты, мы уже работаем по мировым методикам и отвечаем международному стандарту ISO. Кроме того, наши ученые вошли в первую в стране рабочую группу Global G.A.P. и активно работают над внедрением европейских и мировых норм безопасности и качества продукции в Украине.

Татьяна Ищенко, директор ГУ «Научно-методический центр высшего и профессионального предвысшего образования»

Образование должно быть мобильным, быстро реагировать на любые изменения в жизни общества и насущные потребности. Дуальное образование наиболее актуально для производственных, технологических специальностей, аграрного сектора и ІТ.

При входе в один из университетов написано: «Для того, чтобы уничтожить нацию, не нужны бомбы и ракеты. Необходимо лишь ухудшить качество образования и разрешить списывание».

В Украине остро не хватает специалистов рабочих профессий. Лишь 20% выпускников школ выбирают обучение в профессионально-технических учебных заведениях, в то время как в Чехии, Хорватии, Австрии или Финляндии — 70%. Изношенность оборудования заведений высшего образования достигает 60-80%, а иногда — до 100%.

Опыт подготовки специалистов для аграрной отрасли в ведущих странах Европы свидетельствует о том, что дуальная форма получения образования является эффективной относительно подготовки кадров для АПК определенных специальностей в колледжах, техникумах и училищах.

В то же время дуальное образование не может носить массовый характер, а подходит тем, кто имеет выдержку, самоорганизованность, мотивацию на протяжении всего периода обучения, а также при наличии возможностей и большой ответственности работодателей. Для введения дуальной формы получения образования в Украине есть достаточная основа.

Ольга Сидоренко, директор издания Agroexpert

Сегодня у выпускников с аграрным образованием на рынке труда гораздо больше перспектив, чем у студентов с другими специальностями Киево-Могилянской академии или Национального университета им. Т. Шевченко.

Много лет профессии аграрного сектора считались непрестижными, но я по собственному опыту знаю, что имея за основу аграрное образование, можно работать экономистом, менеджером по продажам, финансистом и найти себя в других сферах. И при этом аграрное образование очень помогает.

В Украине только нужно подумать над возвращением престижности профильного образования — ПТУ. Возможно, пойти путем, как это сделали немцы: у них ПТУ называются Fachhochschule, где обучают практически, и за три года там студенты получают уровень бакалавра. На английском языке это звучит — University of Applied Science. Поэтому возможно, если мы назовем ПТУ по-другому, дети захотят там учиться и осваивать классные профессии.

Виктория Таран, руководитель отдела маркетинга департамента кукурузы и подсолнечника «КВС-УКРАИНА»

В нашем бизнесе профессия агронома должна быть базовым условием, как, например, сегодня английский язык. Если есть ум, знания и мотивация, то у молодого специалиста все получится. А мотивация — это внутренняя вещь, которую не может дать ни один университет и родители.

Александр Прус, руководитель производства департамента кукурузы и подсолнечника «КВС-УКРАИНА»

Чтобы удержать специалистов на предприятии, стараемся, чтобы они постоянно получали новые знания. Сейчас ввели курсы английского языка. Также предоставляем социальный пакет: страхование, оплачиваемый отпуск, обеспечиваем удобные условия труда и, конечно, конкурентную заработную плату.

В Украине существует проблема с образованием, начиная еще со школы. К тому же профтехобразование у нас полностью отсутствует, а такие сотрудники нужны для работы, например, на 50% мощностей компании «КВС-УКРАИНА». Также следует пересмотреть количество высших учебных заведений в Украине, поскольку нам не нужно их так много.

За три года мы набрали на производство более 50 человек, в прошлом году приняли 15 работников. Большинство коллектива — молодежь, и часть из них мы переучили: например, человек, имеющий профессию энергетика, сегодня работает у нас технологом.

Виктория Мельник, студентка Винницкого национального аграрного университета

Было бы хорошо, чтобы университеты предоставляли выпускникам помощь в поиске первого места работы, ведь не все могут сразу устроиться. Из своего опыта могу сказать, что в нашей стране существует предвзятое отношение к агрономам женского пола.

Анатолий Циркун, руководитель инновационной магистерской программы «Агрокебеты»

Инновационная магистерская программа «Агрокебеты» основана с целью осуществления революционных шагов в образовательном процессе и подготовки для рынка тех специалистов, в которых нуждается бизнес.

Первый семестр учебной программы «Агрокебеты» уже позади, сданы экзамены, и по их результатам уже составлен рейтинг успеваемости студентов. В целом полученным результатом довольны как основатели, так и студенты этой программы. Они не ожидали, что получат так много контента с практическим уклоном, ведь мы в учебную программу привлекаем много практиков из бизнеса, которые дают не только теоретические знания, но и показывают, как это все работает в компании на практике.

Сейчас студенты в ожидании практики, поскольку после двух семестров обучения, с апреля по октябрь, они будут проходить её в самых успешных агрохозяйствах Украины и смогут закрепить теоретические навыки и знания со своим ментором на практике.

Уже сейчас мы видим успешность проекта, и он, несомненно, имеет будущее. Поэтому мы хотим распространять его в другие регионы и в другие учебные заведения. «Агрокебеты» уже отобрали для реализации учебной программы на 2020/21 учебный год три аграрных вуза. С 1 сентября программа «Агрокебеты» в каждом из них наберет группу из 25 человек, и в НУБиП пройдет вторая волна набора — две группы по 25 человек. В целом программа «Агрокебеты» для обучения должна набрать 125 студентов.

Иванна Шевцова, студентка Винницкого национального аграрного университета

Как правило, студенты распределяются в соотношении 50/50: те, которые пришли учиться аграрной специальности по интересам, по призванию, и вторая часть — по совету родителей или из-за неопределенности.

Конечно, учиться и получать высшее образование лучше, когда ты интересуешься и вникаешь во все учебные процессы, а в будущем видишь себя специалистом в этой сфере.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua