Власть временных: Почему ГПЗКУ постоянно штормит и когда наступит штиль?

26 апреля 2018, 07:00 11992

Руководители в ГПЗКУ меняются слишком часто. Однако от перестановки слагаемых сумма, сами понимаете, какая получается — государственное предприятие убыточное, а кардинальных изменений на горизонте не видно.

Более того, компания постоянно находится в зоне конфликта между различными группами и интересами воздействия. Сейчас на завершающем этапе находится конкурс на руководителя ГПЗКУ. Однако работа номинационного комитета блокируется, и назначение нового руководителя корпорации, как и «Укрспирта», откладывается.

В то время, когда дальнейшая судьба компании остается неопределенной, госпредприятие имеет разветвленную элеваторную сеть, 55 филиалов, занимается переработкой зерна, выполняет экспортные контракты. Ей также принадлежат два портовых терминала в Одессе и Николаеве. Фонд госимущества неоднократно заявлял о необходимости ее приватизации. Однако наиболее интересна она только для своего китайского партнера — корпорации ССЕС. Стоимость компании, несмотря на невероятные убытки и постоянные коррупционные скандалы, вряд ли будет высокой. Кроме того, нужно учитывать невыполнение обязательств по кредиту перед китайской стороной, о чем неоднократно сообщали СМИ в предыдущие периоды. За 9 месяцев 2017 года корпорация получила 567,15 млн грн убытков.

Согласитесь, это нонсенс — убыточный государственный зернотрейдер (убытки за годы работы достигают около 10 млрд грн). Частные компании не имеют «дармовых» государственных элеваторов и портовых терминалов, но при этом чрезвычайно прибыльные и рентабельные. «С точки зрения эффективности бизнеса, думаю, в ГПЗКУ есть большие проблемы. Я не сторонник государства в роли владельца — считаю ее неэффективной», — делится своими размышлениями руководитель аналитического департамента ProAgro Information Company Мария Колесник.

Легендарная коррупция

На данный момент известно лишь о невероятном количестве уголовных дел против бывших чиновников ГПЗКУ, которых обвиняют в хищении государственных средств.

«Исторически ГПЗКУ застряла в скандалах и коррупции, это негативно влияет на имидж страны и отрасли. Активы нужно продать, компанию закрыть, а виновных в хищении средств привлечь к уголовной ответственности», — считает экс-министр экономического развития и торговли Айварас Абрамавичус.

«Если любого ангела поставить в коррумпированную систему, то он ничего не изменит, потому что нужен системный подход к реформе ГПЗКУ. Для чего нужна ГПЗКУ? Какую стратегическую функцию она должна выполнять? У нас есть конкуренция на зерновом рынке, и это наиболее конкурентная отрасль, которая сегодня существует в стране. Благодаря конкуренции трейдеров выросло и производство зерна в Украине», — добавляет депутат аграрного комитета Андрей Вадатурский.

О самой корпорации среди агропроизводителей ходят легенды. Она была создана в 2010 году на основе предприятий ГАК «Хлеб Украины». «До 2012 года ГАК «Хлеб Украины» рвали на куски, банкротились, компания потеряла много активов. Там были неподъемные долги и проблемы с менеджментом. Элеваторы забирали из-за банкротства, субаренды, управления. Из-за схем предприятие шло под откос. Если мы хотели что-то сохранить — его надо было реформировать», — говорит нардеп Иван Мирошниченко.

Говорить об эффективности управления ГПЗКУ не приходится, потому что во времена президентства Виктора Януковича и тогдашнего руководства Минагропрода миллиардные суммы налогов выводились на оффшорные компании. «Ежегодные миллиардные убытки, потерянные около $200 млн (украдено), сотни уголовных производств, где к расследованию привлечены все имеющиеся государственные органы соответствующей компетенции: НП, ГПУ, НАБУ, аудиторская служба, ГФС... — это все, чем может похвастаться государственная компания за все годы своего существования», — прокомментировал советник министра внутренних дел Украины по вопросам коррупции в АПК Михаил Апостол.

Он объясняет несколько простых схем, как крались деньги. 2014 год — ГПЗКУ через четыре неизвестные оффшорные компании за счет китайского кредита закупила зерно, загрузила на корабли, отправила покупателям, те рассчитались, но ни доллара на счета ГПЗКУ не поступало. Украдено ни много ни мало $132 млн.

Другой эпизод касается страховой компании «Гарант Престиж». На страховую компанию вывели 162 млн грн практически одним платежом, «перепутав» ставку страхования. Компания не получила из-за такой случайности никаких услуг и средства не вернула. Или другой такой случай: ГПЗКУ провела предварительную оплату в сумме $40 млн другой компании, которая должна была поставлять корпорации топливо для сушки зерна на элеваторах одним платежом. Но оказалось, что эта компания никогда не торговала топливом, более того, у нее не было даже заправки, автомобиля для перевозки топлива, не говоря уже о наличии нефтебазы. Таких фактов можно привести много. «Не ошибусь, если скажу, что корпорация продолжает все глубже погружаться в кризис и движется к дефолту. Есть большие шансы, что $1,5 млрд займа придется возвращать правительству, вернее, нам с вами, уважаемые налогоплательщики. Ведь ГПЗКУ — это созданный «предшественниками» классический коррупционный зернотрейдер», — добавил Михаил Апостол.

Загадкой является вопрос существования компании «ГПЗКУ-МТС», которая была создана в 2011 году. На ее балансе была сельхозтехника, о которой никто не вспоминает. Бывший руководитель ГП Александр Бавицкий в своем интервью в 2012 году одному из украинских СМИ отмечал, что услугами компании по сбору урожая воспользовалось около тысячи фермерских хозяйств. «ГПЗКУ-МТС» оказывала услуги в части сбора и транспортировки урожая. В 2012 году, по словам Бавицкого, «ГПЗКУ-МТС» имела самый большой парк техники в Украине и Европе для оказания комплекса услуг по сбору и транспортировке урожая. Речь шла о приблизительно 600 единицах техники. Компания покупала технику через лизинговые компании и не покупала их напрямую у производителей. Где эта техника — неизвестно.

«Комбайны и машины не были привязаны к корпорации. Там были привлечены средства российских банков, и эта вся история пошла на покрытие кредитов, которые были у них взяты. Эти комбайны и машины отошли к банкам», — рассказал Иван Мирошниченко. Однако вопрос о привлечении к ответственности за хищение государственных средств остается открытым.

«Я не понимаю, почему правоохранительные органы не занимаются деятельностью руководителей предприятий, поскольку это прямые потери государства. Коррупция начинается уже на этапе закупки зерна. НАБУ сейчас занимается высшими должностными лицами ГПЗКУ, а Нацполиция должна проводить расследования в регионах. Я думаю, что больше всего злоупотреблений по ГПЗКУ было в 2014 году. Тогда многие корабли разгружались в Турции, и валютная выручка не возвращалась в Украину», — комментирует депутат Вадим Ивченко.

Приватизировать нельзя оставить

Мирошниченко не скрывает, что предложение по реформированию ГАК «Хлеб Украины» впервые вынес он. «Это должна быть государственная корпорация, но она должна жить своей жизнью, быть самоокупаемой, через некоторое время через IPO и стратегическое партнерство ее надо было продать, чтобы государство получило деньги», — пояснил свою идею депутат.

Однако в 2012-2013 гг. руководство государства решило, что корпорация должна быть государственной. Министром был Николай Присяжнюк. Именно в его времена временно были введены квоты на экспорт зерна, и понятно, что искусственным способом ГПЗКУ получила квоту. Кто-то хотел иметь каналы влияния на весь зерновой рынок и играть с активами корпорации. «В свое время в 2012 году правительство, которое строило коррумпированные схемы для отмывания государственных денег, придумало ГПЗКУ, которая должна была стать монопольным трейдером. Когда пришла банда Януковича, я тогда работал в компании «Нибулон», нам предложили быть монополистом по экспорту. Мы отказались. Поэтому тогдашняя власть создала сначала «Хлеб Инвестстрой», а затем ГПЗКУ, ввела квоты на экспорт зерна, на которых начала зарабатывать», — рассказывает Вадатурский.

По его мнению, государственная компания не может конкурировать с международными трейдерами. Сейчас власть продолжает удерживать коррумпированную кормушку, объясняя, что корпорацию нельзя приватизировать из-за «китайского контракта». Однако сколько бы контролирующих органов не было, но на цене зерна, на перевозках, перевалке, хранении, списании зерна можно зарабатывать миллионы гривен. Нормальный собственник должен биться за каждую копейку своего дохода, поэтому руководитель, который приходит в ГПЗКУ, он или не сможет работать против коррупционных схем, или будет сам в этих схемах.

Фактор Китая

Очень важный вопрос остается по китайскому кредиту. «Как экспортер компания играет важную роль на экспортном рынке Украины. Большие объемы поставок обеспечиваются в основном за счет китайских контрактов», — отметила Мария Колесник.

В этом году начинается погашение тела китайского кредита вместе с процентами. Корпорация это никак не потянет. Стоимость активов компании, без долгов, составляет максимум $600-700 млн. Поэтому даже продав компанию китайцам, почти половину кредита придется гасить государству.

«Структура контракта с Китаем является сложной, потому что сам контракт прокитайский, он прописывался со всеми возможными и невозможными условиями защиты китайской стороны. ГПЗКУ в залоге, госгарантии выписаны. Договор выписан не по принципам и традициям мировых рынков», — пояснил депутат. Согласно условиям договора, ГПЗКУ должна была экспортировать со второго года действия кредитного договора 5 млн тонн зерна, но ни в один год такой цифры не было достигнуто. Большие потери ГПЗКУ получила из-за девальвации национальной валюты. Китайская сторона платила доллары за экспорт, правительство заставляло их конвертировать в гривну, чтобы поддержать национальную валюту, в результате ГПЗКУ получила убытки. Кроме того, государственная компания имеет ограничение финансовых инструментов. В 2016-2017 гг. в ГПЗКУ были проблемы с возвратом НДС. Понятно, что у корпорации есть большая финансовая дыра, а возможности привлечения средств нет.

Корабль без капитана

Государственную продовольственно-зерновую корпорацию впервые за ее восьмилетний период существования возглавляет женщина. Ирина Марченко пришла после работы в компании «Аванград», где долгое время была на руководящих должностях. На сайте компании указано, что ее миссия: «Мы — лицо Украины», а ценности — честность, порядочность, эффективность, профессионализм, однако такие лозунги никак не влияют на результаты работы и репутацию компании. Удастся ли ей вести переговоры с китайской стороной, минимизировать убытки, преодолеть коррупционные схемы в компании — покажет время.

По мнению представителя аграрного парламентского комитета Ивана Мирошниченко, проблема руководства ГПЗКУ кроется в самом конкурсе. «По моему мнению, Ирина Марченко взяла на себя ответственность за управление корпорацией временно. Конкурс уже на финишной прямой. Задержка только в номинационной комиссии. Много вопросов имеется к самому конкурсу. Кроме того, решение комиссии может быть заблокировано через суд», — прокомментировал AgroPortal.ua депутат Иван Мирошниченко.

Идти на должность председателя правления в такую компанию большинство боится, а на рабочие места некоторые приходят с личной охраной. Показателен случай с нападением на заместителя руководителя корпорации Олега Швеца. Его травмировал молотком возле офиса компании неизвестный мужчина, которого сразу задержала полиция.

Реформа как выход

Есть ли выход из сложившейся ситуации? «Поскольку государство выступило гарантом по этому кредиту, то оно вынуждено будет перезакрыть долг ГПЗКУ, вместе с большими штрафными санкциями перед китайцами. Тогда потеряется эксклюзивность условий контракта и компанию можно будет продать», — отметил Михаил Апостол. Кроме того, первым претендентом на приватизацию будет китайская корпорация ССЕС, которой ГПЗКУ должна деньги.

«ГПЗКУ надо давно приватизировать и забыть. Все участники рынка понимают, какова ее роль. Корпорация часто мешает нормальному развитию событий на рынке, потому что она мотивирована неэкономическими и нерыночными факторами. Никакие трейдеры не борются за эту компанию, за нее борются группы влияния с политической окраской», — добавил Иван Мирошниченко.

Он считает, что реформировать ГПЗКУ следует таким образом: каждый элеватор должен быть открытым, закупка зерна в первую очередь должна осуществляться у малых фермеров и кооперативов, а затем у крупных агропроизводителей. На сайте корпорации должны быть вывешены цена и условия покупки по каждому элеватору, покупать зерно должны непосредственно у производителя, а не у посредника.

«Если кооператив фермеров сможет приватизировать элеватор, то я поддерживаю такой способ приватизации ГПЗКУ, если компанию приватизирует полностью частный инвестор, то я против, потому что это иностранная монополия. В результате приватизации ГПЗКУ как можно больше людей должны получить преимущества от доступа к государственному имуществу», — добавляет Вадим Ивченко.

Однако пока даже завершить конкурс на должность председателя правления корпорации правительству не удается.

Руководители ГПЗКУ:

- Ирина Марченко, и.о. председателя правления ПАО «ГПЗКУ» — с 15 января 2018 г. — по сей день.

- Дмитрий Гавриш, и.о. председателя правления, сентябрь 2017 г. — январь 2018 г.

- Виталий Шулежко, первый заместитель председателя правления, май 2017 г. — январь 2018 г.

- Александр Григорович, и.о. председателя правления, октябрь 2016 г. — апрель 2017 г.

- Борис Приходько, и.о. председателя правления, май 2015 г. — октябрь 2016 г.

- Валерий Томиленко, и.о. председателя правления, декабрь 2014 г. — апрель 2015 г.

- Петр Вовчук, председатель правления, март-декабрь 2014 г.

- Игорь Якубович, председатель правления, февраль 2013 г. — март 2014 г.

- Александр Цибульщак, председатель правления, июнь 2012 г. — февраль 2013 г. 

- Александр Лавринчук, председатель правления, август 2010 г. — июнь 2012 г.


Алла Стрижеус, Наталия Ключникова, AgroPortal.ua