Техническая инспекция. Как подготовить опрыскиватель к работе

27 марта 2017, 07:11 7347

Весна наконец-то освободила поля от снега, поэтому аграрии испытывают технику перед началом полевых работ. AgroPortal.ua вместе с инженерами компании «ЛЕМКЕН-Украина» отправился на техническую инспекцию на Харьковщину, чтобы посмотреть, на что стоит обратить особое внимание сельхозтоваропроизводителям, готовя парк к посевной.

Страсть к технике — семейная

«Были годы, когда уже 11 марта выходили в поле, а вот в этом еще температуры не позволяют», — встречает нас главный инженер СООО «Нива» Краснокутского района Харьковщины Сергей Гиль.

Здесь пока заметно холоднее, чем на Киевщине и даже Полтавщине. Снег не спешил таять. Но возле гаражей и навесов с техникой уже кипит работа. Видим, наготове стоят два комбайна. Ухоженный трактор выводит на позицию для осмотра прицепной опрыскиватель «Примус». Интересно, сколько лет трактору, который выглядит так опрятно? Не ленимся заглянуть в «паспорт». Оказывается, работает уже с 2009-го. Рядом и более мощный «коллега», которого только-только приобрели.

Сергей Гиль, главный инженер СООО «Нива» Краснокутского района Харьковщины
Сергей Гиль, главный инженер СООО «Нива» Краснокутского района Харьковщины

«Это семейное хозяйство Ковальчуков, которые очень заботятся о технике и любят сами возиться с различными механизмами, — уточняет инженер службы сервиса восточного региона компании «ЛЕМКЕН-Украина» Сергей Калицкий. — Юрию Ковальчуку повезло с сыновьями — Александром и Вячеславом, которые остались хозяйничать с отцом. Очень придирчиво выбирают каждый агрегат, ориентируются в деталях. Знают все новинки, так как ездят на выставки, за границу. Лично контролируют все процессы, скрупулезно считают затраты на гектар и конкретный выход. Приятно иметь дело с настоящими профессионалами».

В 2011-м «Нива» приобрела опрыскиватель LEMKEN. Опробовали в работе и с тех пор закупили еще три такие же машины. Имеют два плуга и дисковую борону «Рубин» этого же производителя.

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Механизаторы Станислав Шрамко и Виталий Олефиренко говорят, что после 2-часового инструктажа сервисной службы сразу с легкостью вышли в поле с опрыскивателем «Примус». «В первый же день сделали 100, а во второй — уже 200 га, — вспоминает Станислав. — Не сравнить со старой техникой, где все вручную, на рычаги налегаешь. Здесь гидравлика, компьютер».

Вместе с инженером «ЛЕМКЕН-Украина» постепенно пересматриваем основные узлы опрыскивателя.

Резервуар для смешивания

Видим, в «Примусе» один из самых крупных и удобных резервуаров для смешивания, 50 л. «Как раз помещаются ровно две канистры препарата», — подтверждают механизаторы. Пыль после зимы в виде тоненького ободка заметна только на внешнем краю. Внутренние стенки, после того как завели трактор, под давлением полностью промываются тосолом. Пена гасится, вредное влияние на тех, кто заправляет химвещества, уменьшается.

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Основной бак

Основной бак в таком опрыскивателе сплошной, без каких-либо отверстий, без соединений, которые могли бы разрывать конструкцию во время транспортировки. Бак просто вставляется в опору, будто в большую рамку. Никаких механических повреждений на нем за 6 лет эксплуатации не было. Он сделан из прочного армированного стеклопластика. Легко вымывается. К тому же бак расположен так, что помогает уравновесить центр тяжести, чтобы опрыскиватель был более стабильным во время рабочих перемещений.

Циркуляционный трубопровод

Благодаря специальной циркуляционной системе «Примуса» жидкость не оседает химическим осадком в штанге, как у большинства опрыскивателей во время отключения, а перемещается в бак. После включения сразу распределяется по всей ширине штанги и начинает работать. Может, отставание какой-либо из форсунок в других конструкциях и совсем небольшое, какие-то мгновения, но даже такая мелочь, особенно на небольших площадях, сказывается.

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Пользователи помнят, как раньше надо было чистить трубы каждый раз на краю поля, промывать осадки в штанге. С «Примусом» о таком забыли.

Автоматическое включение и выключение секций

Поля «Нивы» довольно разные по рельефу, неровные. Первым выходом машина обводит контур заданного поля. Задача зафиксирована. Когда подключенная к навигационной системе 27-метровая штанга заходит на пересечение уже обработанных участков, лишние секции отключаются. А затем так же автоматически возвращаются к работе.

«Еще ни разу у нас не было расхождений между нормой, которую рассчитал агроном, и тем, что мы сработали «Примусом», — хвастается пилот Станислав. — При любой возможной опасности чрезмерного излива монитор нам сразу говорит: остановись и проверь причину».

Реакция штанги

Механизаторы запускают опрыскиватель, чтобы мы вместе могли убедиться во всех способностях его штанги. На каждом ее крыле установлен датчик. Подносим к нему руку — крыло сразу «убегает», а уже через мгновение вся конструкция уравновешивается.

«В этом варианте есть два электронных датчики, — объясняет Сергей Калицкий. — Конечно, чем их больше, тем точнее работа. Датчики реагируют на уровень земли. Порой, особенно на пшенице, бывают в поле полеглые участки. Для точности работы тогда лучше задействовать больше датчиков».

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Для параллельного движения этой уникальной штанги, независимо от положения шасси опрыскивателя, используется центральная маятниковая подвеска. Жесткий z-образный профиль придает ей стабильности и прочности, он изготовлен из высококачественного металла. Постоянная высота хода и четкая работа распылителей гарантированы даже на склонах, ведь штанга идеально копирует рельеф.

Мембранно-поршневые насосы

Возле мембранно-поршневых насосов механизаторы особенно оживились. Говорят, практика убедила, что для комплектации целесообразнее выбирать два насоса по 160 л, чем один на 250. Когда надо, сами дооборудуют узел. Это же известно, что в хозяйстве собрались настоящие умельцы! Готовы объяснять особенности и другим коллегам: «С одной помпой препарат не успевает выливаться так, как нам надо, на большей скорости, разве что до 10 км/час. Две помпы позволяют нормально работать уже на скорости 13 км/ч». Такое пожелание хозяйства учтено в следующих машинах, которые «Нива» приобрела у «ЛЕМКЕН-Украина».

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Сергей Калицкий, правда, отметил, что надо обратить внимание на способы подключения помп — параллельный или последовательный, чтобы не возникло лишних нюансов.

Ходовая без проблем

Ходовая часть на «Примусе» в хозяйстве в течение шести лет работала безупречно. «Мы еще ее и не касались», — признаются эксплуатационники. Конструкция у нее простая и четкая. Центр тяжести агрегата точно измерен, его не клонит ни вперед, ни назад. Надежно.

Обновленный терминал управления Spraydos

Базовая комплектация опрыскивателя «Примус 35» предусматривает наличие бортового компьютера Teejet 844 E. Но мы уже заметили, что владельцы хозяйства «Нива» чрезвычайно требовательны и разбираются в новейших разработках, а главное — в эффективности, которую приносит каждая дополнительная опция.


Фото: AgroPortal.ua

Итак, они заказали для своих агрегатов также дистанционный блок управления Spraydos и терминал ISOBUS.

«Система Teejet уже не осилила бы обслуживание, скажем, циркуляционной системы, — подтверждает инженер Сергей Калицкий. — Эти заказчики попросили установить на свои агрегаты много опций, которые уже предусмотрены в комплектации наших опрыскивателей «Альбатрос». Признаются: сыновья долго спорили с отцом, приверженцем более жесткой экономии. Действительно, дополнительные «навороты» где-то на 20% увеличили стоимость комплекса. Но, как видим, мнение молодых все-таки победило. Очевидно, удалось убедить опытного специалиста в том, что затраты на модернизацию окупятся».

С помощью компьютера Spraydos выбирается и регулируется необходимое количество баковой смеси на единицу площади. Она остается неизменной в случае изменения скорости. Кстати, все данные сохраняются. То есть их можно анализировать и даже передавать онлайн, если хозяин захочет быть постоянно в курсе событий.

Флешка в помощь

Механизаторы охотно рассказывают, как терминал ISOBUS, очень легкий в управлении, расширяет возможности опрыскивателя. Именно через него ориентируются в системе параллельного вождения, контролируют включение и отключение секций, чтобы избежать двойной обработки, обеспечивают навигацию дорога-поле и тому подобное.

С обменом данных тоже никаких проблем. Когда в сезон нужно заменить пилота или перейти на другую машину, достаточно просто передать флешку с информацией о поле или другому механизатору, или в другой опрыскиватель. Ротация запрограммированного процесса гарантирована, непрерывность не нарушится. «Эстафета», — шутят механизаторы.

Фото: AgroPortal.ua
Фото: AgroPortal.ua

Подсказывают: даже опытный оператор «на глаз» не заметит накладки и пересечения в обработках до 10 метров. А когда они растягиваются на длинные клинья, то никуда не денешься от потерь, как минимум, до 10% . Новичок может допустить ошибки, которые повлекут за собой и до 50% убытков.

«Бывает, что в крупных хозяйствах заказчики покупают навороченную технику, но не очень осознают, как именно использовать все ее преимущества, — делится опытом менеджер «ЛЕМКЕН-Украина». — А вот в «Ниве» каждая деталь просчитана. Здесь и хозяева, и исполнители четко знают, под какую именно цель приспосабливают каждую функцию, какой результат получают».

Система параллельного управления

На опрыскиватели братьев Ковальчуков установлена система параллельного управления. Эта опция уже давно известна нашим аграриям и применяется почти на всех с/х агрегатах. Особенно она целесообразна на широкозахватных машинах, ведь позволяет вести ее параллельно с предыдущим проходом по полю. То есть в таких случаях не возникают ни перекрытия, ни пропуски, что позволяет не только на 100% покрывать поле дорогостоящими химикатами, но и экономить на этом, исключив двойную обработку и дополнительный стресс для растений.

В хозяйстве используют в дуэте с опрыскивателями преимущественно тракторы 100-125 л.с. Хотя практиковали и на 80 л.с. Сергей Калицкий говорит, что большинство опрыскивателей «Примус» в Украине используют сейчас с популярными тракторами МТЗ: «Эту тенденцию мы подтвердили и во время демотуров по хозяйствам, которые проводили последние два года. Наш легкий и мобильный «Примус» я перевозил на небольшой лафете с помощью своего легкового автомобиля. Было даже, что потенциального покупателя просто встретил на одной из заправок. Он был восхищен такой легкостью транспортировки, сразу попросил координаты местного дилера, чтобы купить наш агрегат».

 Сергей Калицкий, инженер службы сервиса восточного региона компании «ЛЕМКЕН-Украина», механизаторы
Сергей Калицкий, инженер службы сервиса восточного региона компании «ЛЕМКЕН-Украина», механизаторы Станислав Шрамко и Виталий Олефиренко

Ирина Садовая, AgroPortal.ua