СЕО дочки американского кооператива CHS Вячеслав Колосветов: Вся прибыль — в производстве

10 ноября 2016, 12:34 5885

О компании CHS и ее работе в Украине до понедельника, 7 ноября, было известно немного. Генеральный директор CHS Ukraine Вячеслав Колосветов впервые встретился с журналистами и рассказал о том, что собой представляет вверенная ему компания и какие горизонты в «житнице» Европы он намерен осваивать.

CHS — американский кооператив, объединяющий 75 тыс. фермеров и имеющий 650 тыс. акционеров. Помимо аграрных, перерабатывающих и агрологистических активов, в него входит множество энергетических объектов, а также мощное трейдинговое подразделение, силами которого аграриям поставляются удобрения, семена на условиях форварда.

В Украине подразделение CHS работает с 2008 года. Компании принадлежит терминал «Олимпекс» в Одесской области, в модернизацию которого в 2008-2009 годах было инвестировано $42 млн. 

Вячеслав Колосветов — аграрный менеджер с богатейшим опытом работы. За его плечами — работа в международных трейдинговых структурах, случилось Вячеславу трудиться и в финучреждениях. В CHS Ukraine он пришел в феврале текущего года. AgroPortal.ua публикует выдержку из беседы Колосветова с журналистами. 

Вячеслав, когда вы пришли в компанию, какой она была, что вы увидели?

Вячеслав Колосветов: Когда я пришел в компанию, понял, что почти никто ничего о ней не знает. По согласованию с американским офисом, силами украинского офиса мы решили заявить о себе. Как известно, мировые трейдеры в Украине соревнуются в части объемов элеваторов, мощностей по перевалке. Мы немного по-другому на все это смотрим.

Что вы имеете в виду? Чем вы отличаетесь от других трейдеров?

Вячеслав Колосветов: Сельское хозяйство начинается с производства. Но у нас всегда была «битва за урожай», помните, как в Советском Союзе: как собрать, куда перевезти, как сохранить? Однако на АПК надо смотреть комплексно. Ведь стабильно работать можно, когда ты понимаешь, на какой объем производства рассчитывать, какие технологические решения есть в распоряжении. Для этого должны быть профильные компании, которые помогают сориентироваться и по перевозке, и по торговле, прежде всего, фермерам.

Ситуация в сельском хозяйстве Украины меняется последние лет пять. Сельхозтоваропроизводители переходят на форвард. Мы начали так работать три года назад и сначала встретили большое сопротивление. Фермеры боялись, что их пытаются обмануть: не все трейдеры выполняют контракты. Но сегодня время недобросовестного партнерства прошло — все выполняют контракты.

Сейчас для экспортеров пытаются все же внедрить механизм трансфертного ценообразования. Но какого-то согласованного понимания механизма такого нововведения нет. Вы разобрались с тем, что такое ТЦО и с чем его едят?

Вячеслав Колосветов: Да, правда, была такая история. Якобы трейдеры обманывают фермеров, а вся прибыль уходит за границу. Но могу вам сказать точно, что это не так. Торговая маржа — это доллар, ну, два. На каждом этапе есть дополнительные риски и затраты. Даже при условии, что все риски будут застрахованы, мы, к примеру, будем хеджировать фрахт, то маржа достигнет отметки в пять долларов. При этом фермер может заработать около $500 на каждом гектаре. Вся прибыль — в производстве. Мы же свою зарабатываем на объемах. Именно потому сейчас свою задачу видим в том, чтобы дать фермерам доступ к дешевым ресурсам — химии, семенам и всему, что еще аграриям нужно.

Как вы планируете помогать фермерам? Будете участвовать в финансировании посевной и уборочной?

Вячеслав Колосветов: Мы специализируемся на трейдинге. И, поскольку у нас большой опыт в перевозке удобрений, возможно, это станет одним из базовых сегментов. Ведь, когда я углубился в тему логистики химии, стало ясно, что разгрузить удобрения в портах невозможно — некуда. Кроме того, существует масса разнообразных ограничений касательно ввоза-вывоза удобрений, ведь рынок в Украине, например, по селитре, практически монополизирован.

Украинское подразделение CHS намерено заняться импортом российских удобрений в Украину?

Вячеслав Колосветов: Мы рассматриваем такую возможность. Первые поставки планируется осуществить весной 2017 года.

Что вы планируете возить? Селитру?

Вячеслав Колосветов: Смотрим на карбамид, который производится на мощностях российского «Уралхима». Первые поставки запланированы на уровне 200 тыс. т. Из-за перманентного экономического кризиса украинские аграрии, как правило, отдают предпочтение селитре, ведь она дешевле. Однако с точки зрения логистики более безопасно импортировать карбамид, селитра — очень взрывоопасна, это все равно что везти бомбу на колесах.

Почему смотрите на российских производителей?

Вячеслав Колосветов: Мы хотели завозить продукцию из Омана, в районе 5-10 тыс. т, но нам это не удалось из-за невозможности разгрузить такой груз в порту Николаева. Изначально хотели поставлять удобрения морем, но ни один украинский порт не в состоянии организовать разгрузку удобрения из судна, поэтому планируем поставлять по суше.

Почему вы уверены, что российские удобрения будут пользоваться спросом?

Вячеслав Колосветов: К сожалению, отечественный рынок удобрений значительно монополизирован, а для эффективной работы украинским аграриям нужны альтернативы. Тот трейдер, который решит эту задачу, сможет в Украине торговать удобрениями.

А фермер сможет с вашей помощью обеспечить себя удобрениями?

Вячеслав Колосветов: Через посредников. Тут мы ориентируемся на большие агрохолдинги, мелкой дистрибуцией заниматься не будем, поскольку вряд ли овчинка будет стоить выделки.

На работу с фермерами ориентируется, например, «Агропросперис»…

Вячеслав Колосветов: Вот через него как раз и получат фермеры возможность купить удобрения, поставленные, например, нами. Сейчас мы на стадии обсуждения партнерской программы для финансирования фермеров. У них есть дистрибуция, доступ к фермерам. Они смогут зарабатывать на марже.

А заградительных пошлин не боитесь?

Вячеслав Колосветов: Это рынок. И нужно ко всему быть готовым.

Вы упомянули о партнерской программе с «Агропросперис» в части удобрений. Рассматривайте ли какие-либо еще партнерские программы с украинскими производителями ресурсов?

Вячеслав Колосветов: $50 млн уже предусмотрено на совместный проект с компаниями Syngenta и «Галнафтогаз». Эти деньги будут выделены весной.

Речь идет о семенах и топливе под весеннюю посевную?

Вячеслав Колосветов: Да. Мы будем участвовать деньгами. Наши партнеры под залог будущего урожая обеспечивают фермеров ресурсами, а мы впоследствии выкупаем и экспортируем у них этот залоговый урожай.

Что нужно сделать маленькому фермеру, чтобы стать участником вашей партнерской программы?

Вячеслав Колосветов: Желание. Фермер должен понимать, когда, куда и какого качества он должен привезти уже законтрактованный товар. Наши партнеры поставляют фермерам семена и топливо собственного производства и высокого, соответственно, качества. Фермеры расплачиваются зерном, а мы это зерно потом продаем.

Планируете ли вы наращивать объемы финансирования по такой партнерской программе, если в следующем году все получится?

Вячеслав Колосветов: Думаю, в 2018 году увеличим объемы в два раза — до $100 млн.

Откуда у компании деньги? Это средства глобальной, материнской компании?

Вячеслав Колосветов: Конечно. Прибыли украинского подразделения на такие цели не хватит, она гораздо скромнее.

О каких ставках финансирования мы можем говорить сегодня?

Вячеслав Колосветов: Точно озвучить их не могу, но они непременно будут ниже рыночных.

Есть ли прогноз по объемам отгрузки зерна компанией в 2016 году?

Вячеслав Колосветов: В прошлом году мы отправили 1,1 млн т зерновых. В этом — планируем выйти на 1,5 млн т по зерновым плюс 200 тыс. т подсолнечника.

Подсолнечника? А как же 10%-я пошлина?

Вячеслав Колосветов: Мы его перерабатываем на мощностях ViOil и имеем открытую опцию выкупа масла у переработчика. Посмотрим, что будет выгоднее — масло или семечки.

Не рассматриваете ли вы возможность экспорта продукции с добавленной стоимостью? Муки, например. Насколько сложнее найти для таких товаров потребителя?

Вячеслав Колосветов: Такой продукт, как масло, рассматриваем. Однако тут Украина в привилегированном положении — № 1 в мире. По другим продуктам все гораздо сложнее. Но от вероятности экспорта той же муки мы не отказываемся. Был бы спрос, а объемы мы обеспечим.

Сталкивались ли вы как трейдер с логистическими проблемами при доставке зерна с поля в порт. Ведь аграрии говорят, что вагонов катастрофически не хватает, весовые ограничения для автотранспорта тоже не дают им спокойно жить…

Вячеслав Колосветов: Знаете, сколько лет я в бизнесе, никогда не было все хорошо. Всегда проблемы обеспечения инфраструктуры имели место быть.

Как бы вы посоветовали решить эту проблему?

Вячеслав Колосветов: Сегодня трейдеры массово покупают зерновозы, строят терминалы. Но, на мой взгляд, если с вагонами вопрос стоит остро, то терминалов — достаточно. Ну и второе. Я бы уделял больше внимания не только одним вагонам, но и железной дороге, по которым они будут ездить. Еще один вариант решения логистического коллапса — развитие речной логистики. По этому пути уже пошел «Гермес-Трейдинг». Мы тоже анализируем такие перспективы.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua