КСО — это в первую очередь качественное производство своего продукта или услуги и ответственное отношение к потребителям, работникам, партнерам и окружающей среде.
Baker Tilly — одна из немногих украинских компаний, которая проводит аудит на соответствие стандартам устойчивого развития начиная с 2013 года. На собственном опыте и опыте своих клиентов компания показывает, что быть социально и экологически ответственным, «зеленым» — это не только хорошо для окружающей среды и человечества, но и выгодно финансово.
Редакция AgroPortal.ua пообщалась с руководителем направления устойчивого развития Baker Tilly Александром Басковым о месте КСО в украинских компаниях и роли устойчивого развития.
Александр, насколько компания Baker Tilly Ukraine социально-ответственная?
Александр Басков: Наша компания социально ответственная, но мы не выставляем это на показ и не строим на этом маркетинг и PR. Социальная ответственность нацелена в значительной степени на работников, их обучение и профессиональное развитие, досуг и развлечения, участие в общественной деятельности. Другое направление — это поддержка различных проектов, инициатив, общественных организаций, которые по мнению компании важны для общества. А вообще КСО — это реальный показатель качества и зрелости бизнеса.
Что для вас значит устойчивое развитие? И насколько оно важно для украинских компаний?
Александр Басков: Устойчивое развитие имеет различные определения, но мне больше нравится следующее: «оставить следующим поколениям не хуже условия и возможности, чем имеем мы сейчас».
Украинские компании, как и в других странах, не находятся вне общества или бизнес условий. В Украине те же мотивации, только другие исходные данные и реалии. Наша главная задача как компании — сделать сильными и конкурентными те предприятия, которые думают об устойчивом развитии. А это значит найти такой формат взаимодействия, который был бы ценным и результативным в украинских условиях.
Пока большинство не осознает перспектив и возможностей, которые компаниям открывает устойчивое развитие, мы с помощью финансовых расчетов показываем, нуждается ли в нем бизнес и что именно он ему может дать, а после — предоставляем консультации по внедрению стандартов устойчивого развития.
Какие выгоды бизнеса быть «зеленым»?
Александр Басков: Я отвечу вопросом на вопрос. А какие выгоды от того, чтобы жить?
Какие шаги предпринимает Baker Tilly для того, чтобы стать «зеленой»?
Александр Басков: В консалтинговой компании ограничен инструментарий для того, чтобы быть «зелеными». Непосредственно в своей деятельности, мы уже 5 год внедряем элементы зеленого офиса, а именно: заменили все лампы в офисе на светодиодные, внедрили раздельный сбор отходов (бумага, пластик, батарейки, лампы, электроника), внедряем мероприятия по энергоэффективности и ресурсоэффективности (теплоснабжение и вентиляция, транспорт, водоснабжение, офисная техника, мебель и т.п.).
Значительно влияют на экологию командировки, а именно использование разнообразного транспорта. Но органично в Украине используется только железнодорожный транспорт, который считается самым чистым, по сравнению с автомобилями, автобусами и самолетами.
Также, мы проводим много образовательно-просветительских мероприятий и поддерживаем различные экологические инициативы и проекты. Отдельно хочется выделить проект ReThink по круговой безотходной экономики.
Каким образом устойчивое развитие сельских территорий может обеспечить экономический рост и качество жизни на селе?
Александр Басков: На самом деле, всем известен тот факт, что без устойчивого, гармоничного, сбалансированного развития сельские территории деградируют. Этот процесс качественных изменений поможет стабилизировать социально-экономический рост, повысит эффективность сельской экономики, уровень занятости и качества жизни населения. И все это должно происходить при взаимодействии органов государственного и местного уровня.
N.B.! Невероятные села Украины 2019: 50 тыс. грн на развитие от Baker Tilly
Какая концепция сельского устойчивого развития подойдет для украинского села?
Александр Басков: Обычно как вид деятельности для сельских территорий предлагают рекреационный бизнес. Конечно, он наиболее сбалансированный, но довольно сложный в реализации. Поэтому оптимально использовать децентрализацию и объединения в ОТГ. Важно понимать, что необходимо иметь ресурсный потенциал в объеме территории, численности населения. В таких условиях вполне возможно найти концепции развития. Они являются индивидуальными, общей не существует.
Ваши рекомендации руководителям сельских советов по устойчивому развитию территорий.
Александр Басков: Объединяйтесь в ОТГ, взаимодействуйте с населением и бизнесом. Возможностей невероятное количество, нужно только зайти в открытую дверь и ими воспользоваться.
Иванна Панасюк, AgroPortal.ua