Алексей Лышенко: Спецрежим не является эффективным для поддержки отрасли, но это вопрос не к ГФС

27 мая 2016, 07:00 3467

В последнее время участились жалобы аграриев на администрирование НДС. AgroPortal.ua расспросил у директора Департамента налогов и сборов с юридических лиц Государственной фискальной службы (ГФС) Алексея Лышенко, что тому причина.

Алексей Григорьевич, сельхозпроизводители жалуются на сложности в администрировании НДС. Получают ли в районах сотрудники ГФС инструкции о том, как администрировать НДС по группам плательщиков?

Алексей Лышенко: В январе мы предоставляли разъяснения в регионы по вопросам, которые возникали у плательщиков. В первую очередь речь идет о распределении налогового кредита по трем видам деятельности. ГФС организовывала в областях семинары как раз по вопросам новой модели налогообложения. На сегодня говорить о том, что осталось много методологических вопросов уже нельзя, потому что предприятия не первый месяц подают отчетность. С началом нового маркетингового года я не думаю, что будут серьезные проблемы. Ожидать изменений в плане методологии администрирования спецрежима не стоит, они могут быть внесены только с подачи Верховной Рады. Но пока изменений спецрежима, которые будут действовать уже в этом году, мы не ожидаем. Дискуссия о спецрежиме лежит в плоскости, будет ли он сохранен в 2017-2018 гг.

Насколько упростится система администрирования в случае принятия парламентом законопроекта № 3851-1, который предусматривает аккумулирование всеми группами сельхозпроизводителей на спецсчетах 50% НДС?

Алексей Лышенко: Когда внедрили новый механизм распределения спецрежима НДС, нагрузка по администрированию увеличилась и на налогоплательщиков, и на контролирующие органы. Плюс мораторий на проведение проверок предприятий усложняет контроль формирования налогового кредита и обязательств. Особенно это касается животноводства, где в распоряжении фермера остается 80% суммы НДС. Относительно цифры 50/50, это решение принимать парламенту, в свою очередь мы как администраторы должны сделать комфортные условия работы для всех отраслей без исключения. Эта схема упростит процесс администрирования и будет более понятной для бизнеса.

В случае со спецрежимом возникает логичный вопрос: почему село у нас имеет больше привилегий, чем легкая промышленность, машиностроение? Понятно, что с точки зрения администрирования нам было бы легче, чтобы все были в одинаковых условиях, не было дифференциации ставок. В случае перехода на общую систему налогообложения аграриев как минимум упростится механизм заполнения налоговых деклараций для самых мелких субъектов хозяйствования.

Как фермерам, которые занимаются животноводством, сформировать налоговый кредит правильно?

Алексей Лышенко: Механизм пропорционального распределения налогового кредита прописан в Налоговом кодексе. Возможно, есть вопрос у плательщиков по заполнению той или иной формы отчетности. Но у нас никто не отменял 52 статью Налогового кодекса о предоставлении налоговых консультаций. Можно обратиться за консультацией по месту регистрации или в центральный аппарат. Сейчас по начислению налогового кредита количество обращений уменьшилось, потому что предприятия работают не первый месяц и теперь этот вопрос не так актуален. Относительно животноводства, то согласно Налоговому кодексу мы берем 12-месячный предыдущий период распределения объемов реализации и пропорционально делим кредит. Говорить о том, что это правильное или неправильное распределение, нельзя. Таков закон и его надо исполнять. Сейчас уже понятно, как администрировать, как заполнять формы отчетности, поэтому особенных вопросов к нам пока нет.

Какой является ваша позиция относительно введения в этом году возмещения экспортного НДС для аграриев (зернотрейдеров)?

Алексей Лышенко: Когда в Украине был спецрежим и возмещение экспортного НДС, то что у нас получалось? К примеру, я одну гривню заплатил в бюджет, она мне на спецсчет потом вернулась, я вырастил зерно, продал его трейдеру и тот еще и подал заявку на возмещение. Государство при этом не то что не получает ни 1 гривни, оно еще и возмещает эту гривню. Потом оставили только спецрежим. Правильно ли это? Думаю, что нет. Модель налогообложения НДС по 112 директиве ЕС говорит об общем возмещении экспортного НДС всем экспортерам. Если сейчас из одной гривни 80 коп. возвращается животноводу, а потом эта продукция экспортируется, то потом государство ещё и возместит экспортеру 1 грн. Это уже  вопрос экономической политики. По-моему, спецрежим не является эффективным для поддержки отрасли, но это вопрос не к ГФС, мы только администрируем. Каждая отрасль может требовать себе преференций, но решение принимать не нам.

Какими были налоговые поступления в бюджет в результате действия новой схемы администрирования спецрежима?

Алексей Лышенко: Я думаю, что мы сделаем к концу года анализ эффективности новой системы спецрежима. По результатам 1-го квартала у нас задекларировано и уплачено в бюджет сельхозпроизводителями 1,7 млрд грн, из них в бюджет поступил 1 млрд, а 760 млн перечислено на спецсчета. Как видите, фискальный эффект для государства от новой схемы спецрежима НДС есть. Но вопрос, как это повлияет на отрасль, требует глубокого анализа фискальной эффективности изменений спецрежима по НДС, который мы завершим до конца 2016 г. Мы для этого подключим ученых и экспертов.

Почему так сократилась цифра аккумулированных средств в сравнении с аналогичным периодом в 2015 году?

Алексей Лышенко: У нас сократились задекларированные объемы поставок сельхозпродукции, аграрии более ответственно стали относиться к документированию приобретенных товаров и услуг для формирования налогового кредита по НДС, плюс снизилась привлекательность для других компаний использовать спецрежим с целью минимизации налоговых обязательств по уплате НДС. Потому что по зерну 85% НДС идет в бюджет, у фермера остается лишь 15%.

Сколько государство может получить налоговых отчислений от АПК в результате изменения спецрежима по НДС в целом за 2016 год?

Алексей Лышенко: Это будет зависеть от многих факторов. В первую очередь от того, какой урожай мы получим. Кроме этого, основная часть продукции животноводства реализуется на внутреннем рынке. Возможности реализации будут зависеть от покупательской способности наших соотечественников. Если она повысится, значит, вырастут и объемы реализации, и объемы поступлений в бюджет. Анализ по аграриям корректно делать по результатам более длительного периода применения норм налогового законодательства, например, по результатам трех кварталов.

Могут ли фермеры уклониться от уплаты НДС по новой схеме?

Алексей Лышенко: В прошлом году за 1 квартал было аккумулировано около 4,5 млрд грн. На сегодняшний день — 1,7 млрд грн. Вы можете делать выводы. Сейчас перечисление средств на спецсчет и в бюджет совершается через электронную систему администрирования НДС. Мы ее еще будем совершенствовать, но эта система эффективна. Возможности использования «схем» в связи с внедрением электронной системы администрирования уменьшились. Они не массовые, но они есть. Касается ли это крупных или мелких компаний? У мелких компаний не такие большие суммы, а значит, для крупных компаний, особенно с иностранными инвестициями, вопрос репутации важнее, чем какая-то дополнительная гривня сомнительного происхождения.

Сейчас активно обсуждается вопрос создания двух реестров, которым будут возмещать экспортный НДС. Что это за реестры?

Алексей Лышенко: До начала 2016 г. у нас было понятие автоматического возмещения НДС. После того, как внесли изменения в Налоговый кодекс, получилось так: у нас один реестр общий и второй реестр, в который попадают компании, частично не соответствующие критериям. Но при этом разницы в механизмах и сроках возмещения ни по первому реестру, ни по второму нет. Фактически субъекты подают заявление на возмещение, мы их рассматриваем на соответствие критериям, это все проводится в автоматическом режиме. Критерии определены в статье 200.19 Налогового кодекса. Если предприятие соответствует критериям, мы его оставляем в первом реестре, если нет — мы его переносим во второй, но возмещаем НДС и тем, и другим. Мы для себя не видим преимущества, в каком реестре находится предприятие. Возмещение осуществляется в порядке очередности подачи заявок.

Как вы считаете, денег на возмещение экспортного НДС в 2016 году хватит всем желающим?

Алексей Лышенко: Не могу сказать, что у нас есть большая задолженность перед экспортерами. На начало мая общая задолженность составляла 13 млрд грн, но это тот остаток, который был у нас с учетом последней заявки и эта цифра касается всего сектора экономики, не только аграриев. Поскольку в этом году изменилась методология учета бюджетных поступлений по НДС, то возмещение будет прямо пропорционально зависеть от поступления этого налога в бюджет: чем лучше сработает экономика, чем больше поступит в бюджет, тем большие объемы  возмещения будут из бюджета.

Спасибо за уделенное время.


Наталия Бортник, AgroPortal.ua