Социальная кухня: рецепты агрохолдингов

13 июня 2018, 06:56 5382

Как говорится, нужно беречь репутацию смолоду, а в случае с компаниями — со дня основания. Крупному аграрному бизнесу следить за этим в разы сложнее, ведь он напрямую работает с десятками тысяч пайщиков и взаимодействует с сотнями общин, которые в некоторой мере в социальных вопросах зависят от присутствующих в регионе агрокомпаний.

Так сколько и на что выделяют деньги аграрные компании?

В соответствии с Рейтингом качества управления корпоративной репутацией «Репутационные АКТИВисты», за последние три года лидерами по показателям имиджевого капитала корпоративной социальной ответственности (КСО) были «Мрия», «Астарта-Киев», МХП, «НИБУЛОН».

Остальным агрохолдингам не всегда удается удержать поставленную планку и угнаться за лидерами.

Имиджевый капитал КСО, показатели в баллах

Название холдинга

2016 год

2017 год

2018 год

«НИБУЛОН»

43,7

40,8

40,20

МХП

39,9

 

42,50

«Кернел»

37,3

43,9

42,40

«Мрия»

38,1

41,3

45,91

«Астарта-Киев»

38,6

45,5

39,00

ИМК

39,6

39,2

34,40

AgroGeneration

30,0

40,1

40,17

«Терра Фуд»

31,9

 

 

«РОСТОК-ХОЛДИНГ»

32,5

39,3

 

KSG Agro

30,4

36,4

29,33

HarvEast Holding

 

45,0

41,25

«Агротрейд»

 

36,0

 

 

 

 

 


Б
юджет свыше 100 млн грн

Компания «Астарта-Киев» сегодня представлена в 8-ми областях Украины и охватывает 365 населенных пунктов. В агрохолдинге отмечают, что для компании важен стратегический взгляд как на бизнес, так и на социальные вопросы. Поэтому ежегодно в рамках стратегии КСО «Астарта» выделяет значительные социально-экологические бюджеты.

Например, за последние три года сумма составила 105 млн грн, а в прошлом году на социальные проекты с общинами направлено около 40 млн грн.

«Мы почувствовали, что без этого нельзя двигаться дальше и еще в 2007 году присоединились к сети Глобального Договора ООН (UN Global Compact), который предлагает структурированный подход к корпоративной социальной ответственности и 10 принципов устойчивого развития. С тех пор ежегодно отчитываемся о прогрессе КСО нашей компании», — рассказывает директор департамента по развитию корпоративного партнерства агропромхолдинга «Астарта-Киев» Светлана Мозговая.

По ее словам, в социальных проектах с общинами компания фокусируется на трех вещах — это образование, медицина и благоустройство. В «Астарта-Киев» есть отдельный департамент по развитию корпоративного партнерства с представителями службы на каждой агрофирме и сахарном заводе.

Как рассказала Светлана Мозговая, в этом году компания выпустила первый интегрированный годовой отчет, где есть финансовая часть и нефинансовая по международному стандарту отчетности GRI.

Цель социальной активности — высокий уровень жизни

МХП тоже связывает свою КСО-деятельность с сельской местностью, ведь именно там расположены производственные мощности предприятий группы МХП.

«Устойчивое и успешное село — залог развития прочного и стабильного государства, а большинство сел сейчас, к сожалению, довольно заброшены. И мы стараемся привести их в надлежащее состояние и улучшить жизнь местных жителей. А для этого условия жизни должны находиться на высоком уровне, и именно это цель нашей социальной активности», — рассказывает директор департамента управления персоналом и коммуникациями Ксения Прожогина.

В течение 2017 года в социальное направление МХП инвестировало более 110 млн грн, а за 1 квартал 2018 года — уже более 6 млн грн. Компания выделяет средства на развитие инфраструктуры в селах, образование, медицину, спорт. Не оставляет без внимания и адресную помощь гражданам, а также поддерживает общественные организации.

По словам Ксении Прожогиной, КСО-инициативы компании постоянны и стабильны, а не разовые взносы, и осуществляются в соответствии с Политикой корпоративной социальной ответственности МХП.

«КСО-направление является частью работы каждого предприятия группы МХП, так же как всего холдинга. Различаются масштабы проектов, но все они «на своих местах» — так как в регионах решаются важные насущные проблемы и известны потребности местных жителей, а на национальном уровне мы приобщаемся к проектам, охватывающим целые категории населения. Примером могут быть MHP accelerator — всеукраинская программа поиска и поддержки перспективных стартапов; грантовый конкурс «Село: Шаги к развитию», который предоставляет финансирование бизнес-проектам сельских предпринимателей», — рассказывает Ксения Прожогина.

Данные и отчетность со всех предприятий группы МХП собираются в отдел, который руководит деятельностью в сфере КСО, там информация обрабатывается и превращается в ежегодный нефинансовый отчет. Его в любое время можно посмотреть на официальном сайте компании во вкладке КСО — Устойчивое развитие.

Системная работа и ответственность

За каждым территориальным подразделением LNZ Group закреплен человек, который отвечает за направление КСО, ведь принципы социальной ответственности бизнеса давно стали неотъемлемой частью политики группы компаний.

Внутренние программы по корпоративной социальной ответственности можно разделить на пять основных направлений — сотрудники, пайщики, поддержка территориальных общин, экологическая безопасность и волонтерство. В целом в течение последних двух лет на эти программы направлено более 40 млн грн.

Часть этих денег была потрачена на поддержку и развитие образовательной и медицинской отраслей. Как рассказывает финансовый директор LNZ Group Сергей Щербина, в течение многих лет компания выделяет средства на проведение ремонтов в учреждениях образования и медицины, приобретение мебели и необходимого оборудования. Так, наибольшим приобретением прошлого года можно считать новый реанимобиль скорой медицинской помощи для Шполянской центральной районной больницы, а крупнейшим инфраструктурным объектом — современный стадион в селе Лебедин, построенный по стандартам УЕФА.

В поддержку работников и пайщиков компании направлено сразу несколько социальных программ LNZ Group.

«Среди последних нововведений — медицинское страхование для сотрудников компании, предусматривающее компенсацию расходов на лекарства», — добавляет Сергей Щербина.

Он также отмечает, что компания несет ответственность за каждый свой шаг и каждое свое действие не только перед обществом, но и перед окружающей средой, начиная с традиционных акций по уборке общественных территорий и до капиталовложений в модернизацию оборудования для уменьшения вредных выбросов от выгорания газа, внедрение энергосберегающих и перерабатывающих технологий.

АГРОмный вклад в общее дело

С 2016 года агрохолдинг HarvEast реализует масштабную программу социального партнерства в селах и поселках Донецкой области — на территории своего присутствия. 2017 год стал прорывным в данном направлении: компания воплотила в жизнь порядка 50-ти проектов, направленных на развитие сельских территорий на общую сумму более 10 млн грн. Среди них реконструкция водопроводов в селах, обеспечение уличного освещения, ремонтно-строительные работы в учебных заведениях, установка детских и спортивных площадок, благоустройство парков.

Как рассказывает заместитель директора предприятия по социальному развитию компании HarvEast Василий Берков, для большего целевого охвата весной 2016 года компания впервые подписала меморандумы о социально-экономическом партнерстве с районными государственными администрациями и территориальными общинами. В начале 2017 года HarvEast подписал меморандумы с рядом районных советов, населенными пунктами и государственными администрациями Донецкой области сроком на семь лет.

«Важная задача HarvEast — содействие созданию новых рабочих мест за счет развития коммунальных предприятий сельских советов, сельхозкооперативов, соцбригад, оказывающих пайщикам услуги по обработке приусадебных участков. Отличный пример — сельскохозяйственный обслуживающий кооператив «Павлополье». В прошлом году HarvEast передал кооперативу зерноуборочный комбайн Massey Ferguson MF-240 в комплекте с жаткой стоимостью 280 тыс. грн. Теперь кооператив сможет в разы увеличить свои производственные возможности, а значит, обеспечить своих участников достойным заработком», — рассказывает Василий Берков.

В 2017 году участниками программы HarvEast по развитию коммунальных предприятий стали 5 сельских советов. В Донецкой области также работают семь социальных бригад агрохолдинга.

Проявить свои социальные инициативы местные жители могут также участвуя в конкурсе мини-грантов компании HarvEast «Мое село — сделаем лучшим вместе». В 2017 году при поддержке агрохолдинга в селе Солнечном Волновахского района был открыт молодежный инновационный центр «Ориана», спортивно-физкультурный клуб села Вольное Волновахского района и велосипедная команда Мангушского района получили новую профессиональную форму и инвентарь. 

Особенностью общения агрохолдинга с пайщиками является проект «Экспертные группы», когда все желающие могут ознакомиться с производственным процессом компании, узнать больше о новых технологиях ведения сельского хозяйства.

«Мы уделяем коммуникациям с нашими пайщиками особое внимание. С 2017 года за каждым населенным пунктом территории ведения бизнеса мы закрепили специальных администраторов, которых выбрали из числа местных жителей. Им доверяют, они свои для односельчан. Вот через них HarvEast и осуществляет коммуникации с жителями населенных пунктов Донецкой области. Именно наши администраторы обеспечивают быструю двустороннюю связь с целевой аудиторией», — рассказывает Василий Берков.

Фокус на адресной соцпомощи

Индивидуальный подход и целевые проекты — в приоритете и в ИМК. Еще в 2012 году компания ИМК объединила все социальные силы в программу под названием «ИМК помогает». В компании работает социальная служба с представителями в каждом кластере и в каждом селе, где осуществляют свою хозяйственную деятельность предприятия ИМК.

В 2017 году ИМК потратила на оказание социальной помощи более 16 млн грн. В компании отмечают, что в прошлом и текущем году в фокусе адресная социальная помощь пайщикам, то есть помощь конкретному человеку.

Распределение расходов следующее: 

Принятие решений на местах

С каждым годом группа «РОСТОК-ХОЛДИНГ» увеличивает поддержку регионов, где осуществляет свою деятельность. В 2017 году социальные инвестиции группы составили 5 млн грн, или 100 грн/га арендуемых площадей.

По словам генерального директора группы «РОСТОК-ХОЛДИНГ» Валерия Ласькова, в регионах деятельности компании активно оказывается помощь местным общинам в решении социальных вопросов. «Мы выделяем финансирование на реконструкцию церквей, поддерживаем местные школы, садики и больницы. Студентам и учащимся профильных высших учебных заведений предоставляем возможность пройти практику на предприятиях группы с возможностью дальнейшего трудоустройства», — добавляет он.

Группа также активно поддерживает спорт. Финансовая помощь на постоянной основе предоставляется воспитанникам спортивного клуба «Берег» (Ичнянский кластер) и клуба «Горислав» (Новгород-Северский кластер). 

«Центральный офис не навязывает руководителям кластеров, что и когда делать. Они свободны в выборе технологий, новшеств, а также проектов из сферы КСО. В конце года каждый кластер защищает свой социальный бюджет и в течение года свободно пользуется средствами», — рассказывает Валерий Ласьков.

Лидерство в номинации «Социальная ответственность»

В конце апреля компания AgroGeneration справедливо получила награду в номинации «Социальная ответственность» от Аграрной Элиты Украины и вошла в 100 лучших аграрных предприятий Украины.

«Недавно мы подсчитали, что за последние три года компанией было реализовано более 4000 социальных и благотворительных проектов. И наша задача состоит в том, чтобы и в дальнейшем деятельность компании влияла на улучшение социальной ситуации в регионах присутствия. Для этого компания вкладывает часть дохода в социальную сферу и инфраструктуру населенных пунктов, — говорит PR-директор AgroGeneration Ирина Наконечная. — Также в приоритете — дети: ремонты школ, детских садов, строительство детских площадок, организация досуга».

Например, агрофирмы «Подолевская» и «Барвенковская», входящие в состав AgroGeneration, уже несколько лет подряд помогают детскому оздоровительному лагерю «Барвинок», который расположен в селе Курулька Барвенковского района.

В компании нет отдельного отдела по работе КСО, вопросы социального значения решаются, как правило, генеральными директорами агрофирм на местах. Также AgroGeneration не имеет собственной специально учрежденной общественной организации, но активно сотрудничает с благотворительными организациями. По итогам совместной работы есть результаты. Как рассказала Ирина Наконечная, ярким примером такого сотрудничества с рядом благотворительных фондов в прошлом году стала передача четырех карет скорой помощи в регионах, где присутствует компания, а именно Бервенковский, Первомайский, Близнюковский и Валковский районы.

Ответственность кроется в технологиях

В Agricom Group убеждены, что принципы корпоративной ответственности базируются на трех ключевых составляющих устойчивого развития: экономической, социальной и экологической.

«Эти принципы у нас внедрены в территориально ответвленных подразделениях. Ведь там происходит активный контакт с общинами и взаимодействие с природой», — поясняет директор по коммуникациям Agricom Group Константин Ильченко.

Он уверен, что ответственность на местном уровне — это не только финансовая или организационная поддержка общины, а и применение щадящих технологий и использование высокоэффективной техники для уменьшения негативного воздействия на почву, минимизация использования невозобновляемых ресурсов.

Как пример Константин приводит перерабатывающие мощности ТМ «Добродия», где предусмотрено мощную аспирационную систему, котельную на твердом топливе, которая позволяет отказаться от природного газа и сделать предприятие безотходным.

«Выпуская некачественную или бесполезную продукцию, предприятие не имеет права считаться ответственным», — утверждают в Agricom Group.


Людмила Лебедь, AgroPortal.ua