УЗА попросила Гройсмана решить три проблемы зерновой логистики

08 сентября 2016, 10:02 2261

Украинская Зерновая Ассоциация обратилась к премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой принять срочные решения для недопущения срыва экспорта зерна и продуктов его переработки.

Об этом говорится в открытом обращении ассоциации, которое имеется в распоряжении AgroPortal.ua.

Отмечается, что последние три года Украина прочно закрепилась на третьем месте среди мировых экспортеров зерна после США и ЕС. В прошлом году экспорт зерна и продуктов его переработки был рекордным и составил более 39 млн т. В 2016/2017 МГ в соответствии с прогнозными балансами УЗА, Украина может установить еще один рекорд, отгрузив на экспорт 41 млн т зерна.

В этом году также прогнозируется хороший урожай подсолнечника, на 2,3 млн т больше, чем в прошлом году. Но здесь встает вопрос, как выполнить экспортные программы Украины в условиях существенного увеличения объемов перевозок зерновых, масличных и продуктов их переработки?

«На сегодня сложилась такая структура перевозок зерна на экспорт. В порты Украины железнодорожным транспортом поставляется примерно 63% зерна, 32% — автомобильным транспортом и 5% реками. Из прогнозируемых 41 млн т зерна на экспорт по железной дороге необходимо будет перевезти около 26 млн т, автотранспортом — 13 млн т, реками — 2 млн т. И это только зерновые. А еще рапс, соя, подсолнечник, масло, шрот. А еще внутренние перевозки!» — обращают внимание в УЗА.

В ассоциации выделяют три основные проблемы, которые нужно решить.

Первое. Вагонный парк не пополнился. С 1993 г. Укрзализныця не построила ни одного вагона-зерновоза. Не построила и в прошлом году. Катастрофически не хватает вагонов-зерновозов, они устаревшие, а украинские вагоностроительные предприятия в это время простаивают. Еще не началась массовая уборка подсолнечника и кукурузы, а уже есть проблемы с перевозками зерновых в связи с необеспеченностью Укрзализныци дизтопливом, запчастями и прочим.

Второе. Реки Украины так и не возродились как транспортные артерии. Последние 5 лет компании и их общественные объединения, не могут добиться решения вопросов по возрождению эффективных перевозок грузов по рекам Украины, в частности, Днепром. Работы по дноуглублению Днепра, которые можно выполнить за 3-4 месяца, не выполняются 5 лет!

Третье. Перевозки по автодорогах блокируются, если есть «перегрузка». Как считают в УЗА, автодороги стали «заложниками» государственной политики. В 2016/2017 МГ только зерна в порты Украины нужно перевезти автодорогами примерно 13 млн т. Но, если выполнять указания относительно «перегрузки», для перевозки такого объема необходимо в два раза больше сделать ходок по тем же дорогам, в два раза больше выполнить работ по загрузке, разгрузке, взвешиванию и лабораторным исследованиям.

Таким образом, УЗА предлагает срочно подготовить и провести специальное заседание КМУ под председательством премьер-министра Украины Владимира Гройсмана. На заседании предлагается принять все необходимые решения, которые обеспечат выполнение АПК Украины экспортных программ 2016/2017 МГ, и на ближайшие три года.