Укрзализныця готовится стать трейдером и экспедитором для фермеров

16 июля 2019, 18:00 1050

«Укрзализныця», став оператором зерновых грузов, поможет развитию малых и средних фермерских хозяйств, что будет способствовать увеличению валютной выручки для предприятия и государства.

Такое мнение высказал директора по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Андрея Рязанцева во время встречи с представителями Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, говорится в сообщении предприятия.

«Нашей инициативой заинтересовалась ассоциация фермеров Украины и обратилась с просьбой стать их трейдерами и экспедиторами в экспорте своей продукции. Фактически обеспечивать логистику и продажу их урожая. Объединение небольших партий этих грузов позволит малым фермерам остаться на рынке и получать справедливую стоимость за свою продукцию, даст возможность быть конкурентными, обновлять и развивать свою материально-техническую базу, начинать и развивать более глубокую переработку. Соответственно, наращивать экспортный потенциал страны», — рассказал Андрей Рязанцев.

По его словам, для «Укрзализныци» это увеличение валютной выручки и доходов в иностранной валюте, что позволит снизить валютные риски по уже существующим кредитным портфелям и быть более привлекательными для привлечений на внешних рынках ресурсов, которые необходимы для инвестиций в инфраструктуру. Рязанцев уверен, что в цепочке «фермер — «Укрзализныця» — государство» выигрывают все стейкхолдераы этого бизнес-процесса.

Кроме того, он отметил, что уже сегодня вывезти весь собранный в течение пикового месяца урожай, как этого хотят трейдеры,» Укрзализныця» не сможет, ведь перевозки должны быть распланированы равномерно.

«Физически перевозчик в пиковые периоды не сможет вывезти весь урожай за месяц. Мы должны сделать так, чтобы везти 12 месяцев в году. Нужно равномерно использовать вагонный парк. Ведь есть провальные месяцы по зерновозами, когда они вообще не используются и даже применяются для перевозки других грузов. 

Ассоциация фермеров предлагает, основываясь на передовом опыте США, рассмотреть возможность и целесообразность построения пристанционных элеваторов и припортовых терминалов на принципах государственно-частного партнерства, для улучшения перевозочного процесса и максимизации дохода от продажи сельхозпродукции. По мнению ассоциации, это на 10% увеличит объем экспорта зерновых. А это около $700-800 млн в год дополнительных валютных поступлений, которые очень важны для государства и его макроэкономических показателей.

«Этот рынок на сегодня еще не монополизирован, но он близок к тому, чтобы быть распределенным между несколькими игроками. Опыт развитых стран при этом говорит о необходимости функционирования сегмента фермеров для полноценной конкурентной среды и экономической безопасности государства. Сейчас анализируем объемы рынка, его заинтересованность в сотрудничестве с МПС. Это будет выгодно для компании, но мы хотим увидеть реальный спрос. Много мелких производителей также видят в этом свою перспективу. 

И для «Укрзализныци» это направление бизнеса может стать очень интересным. Нам следует развивать дополнительные виды бизнеса. Критические же замечания от отдельных участников этого рынка говорят о том, что они боятся конкуренции и справедливого ценообразования для фермеров, которые сегодня не имеют альтернативы и продают свой урожай с мизерной рентабельностью. А все доходы получают посредники, ни копейки не вложили и не будут вкладывать ни в инфраструктуру ни в обработку земли. Мы же ежегодно наращиваем инвестиции. Убежден, что на рынке с таким уровнем доходности и объемам выручки нам стоит подвинуться, как нормальной компании. Ничего личного, только бизнес», — резюмировал Андрей Рязанцев.