Об этом сообщил директор по экономике и финансам ПАО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев во время конференции GRAIN UKRAINE-2018 в Одессе.
«Для устранения текущих проблем, с которыми мы сталкиваемся, нужно решать несколько стратегических вопросов. Вагонную составляющую уже либерализовали, и она развивается, давая возможность любому работать на этом рынке и зарабатывать деньги. На сегодняшний день наиболее проблематичными участками в «Укрзализныце» остаются тяговый подвижной состав и инфраструктура», — отметил Андрей Рязанцев.
По его словам, «Укрзализныце» за период 23-30 лет необходимо приобрести 20 тыс. км железной дороги и почти 2 тыс. локомотивов.
«Сделав расчеты, мы приходим к очень простой модели. Сегодняшняя доходная ставка, которую мы получаем от перевозок, в три раза меньше, чем та, которая позволяет в течение срока жизни основных средств железной дороги обеспечить их отказ. То есть происходит процесс «проедания» компании, и проблемы, которые мы имеем сегодня, — это следствие такой многолетней политики», — подчеркнул Андрей Рязанцев.
По его мнению, инфраструктура «Укрзализныци» — избыточная, ведь 53% грузовых станций обрабатывают лишь 3% от общего грузопотока, а 49% всех поездоучастков перевозят лишь 1,1% от общего количества грузов.
«Инфраструктура, созданная ранее, не дает возможности себя окупать, тем более при такой стоимости перевозок. Мы должны понимать, что без оптимизации структуры «Укрзализныця» не сможет нормализовать ситуацию с перевозками. Закрытие станций позволит сэкономить 6 млрд грн, что даст возможность снизить давление на бизнес», — уточнил Андрей Рязанцев.
По его словам, при отсутствии изменений стоит ожидать динамического уменьшения пропускной способности, которая связана с уменьшением скорости движения по колее и количества подвижного состава.
Относительно возможности открытия рынка перевозок, а именно — частного тягового подвижного состава, Андрей Рязанцев отметил, что он должен существовать и функционировать, но при соблюдении четких правил и условий.
«Базовый тариф на перевозку должен быть в три раза выше. Эти расчеты основаны на окупаемости нового локомотива в течение 19 лет. Я сомневаюсь, что сегодня бизнес готов инвестировать на такой срок, поэтому в частном пользовании тарифы будут выше. Если откроем рынок без компенсаторных механизмов, получим рост стоимости гораздо выше, чем предлагает сегодня «Укрзализныця», — подчеркнул Андрей Рязанцев.
Для справки: III Международная конференция GRAIN UKRAINE-2018 состоялась 7-8 сентября в Одессе. Мероприятие стало одним из самых ожидаемых аграрных событий года, собрав около 500 представителей аграрной отрасли из 10 стран. Организаторы события — группа терминалов «ТИС», соорганизатор — компания IdeasFirst.
Людмила Лебедь, AgroPortal.ua