Об этом заявил эксперт в сфере транспортной инфраструктуры Валерий Ткачев, пишет Landlord.
Он отметил, что «Укрзализныця» анонсировала новую редакцию договора на оказание услуг по перевозке грузов по железной дороге (вступит в силу с 1 апреля 2020 года).
«Во время погрузки или разгрузки вагонов на подъездных путях грузовладельцев, «Укрзализныця» взимает плату за пользование вагонами УЗ под грузовыми операциями. Действующая плата начисляется почасово. В первые двое суток размер действующей платы для грузоотправителей незначительный. Причина в том, что подъездные пути предприятий и емкость фронтов выгрузки значительно отличаются между собой; также отличается технология погрузки / разгрузки вагонов», — объясняет эксперт.
Валерий Ткачев отметил, что предприятиям требуется определенное время для подачи вагонов с железнодорожной станции на подъездные пути предприятия и время на выполнение грузовых операций (технологический период). Нормативное время для проведения этих операций устанавливалось «Укрзализныцей» в документе «Единый технологический процесс»/ЕТП (ранее этот срок предприятием вообще не оплачивалась).
«Учитывая эту особенность, действующее тарифное руководство устанавливало минимальную плату за пользование вагонами под грузовыми операциями в течение первых двух суток (технологический период). Начиная с третьего дня, плата значительно увеличивалась. В предлагаемой УЗ редакции договора плата за пользование вагонами существенно возрастает именно в течение первых двух суток (технологический период)», — добавил эксперт.
Ожидаемый рост стоимости услуги за пользование вагонов-зерновозов «Укрзализныци» под грузовыми операциями составит:
за первые сутки — в 13 раз;
за 2 суток — в 3 раза;
за 3 суток — в 1,8 раза.
Сравнительная стоимость пользования вагонов-зерновозов под грузовыми операциями (действующая ставка / предлагаемая АО УЗ ставка).
Валерий Ткачев считает, что увеличение платы за пользование вагонами УЗ значительно снизит привлекательность грузовладельцев парка зерновозов госкомпании. Уже сейчас 90% парка зерновозов «Укрзализныци» простаивает без работы и не приносит доход компании.
«Повышение стоимости пользования вагонами УЗ под грузовыми операциями еще больше ударит по спросу на эти вагоны. Сейчас рыночная плата аренды частного зерновоза составляет примерно 400 грн в сутки (ставка УЗ 1363,20грн НДС)», — уточнил он.
Грузоотправитель не будет платить 1363,20 грн/сутки за пользование вагонами УЗ под грузовыми операциями, при арендной ставке на частный вагон — 400 грн/сутки, считает эксперт. И самое главное, плата за пользование вагонами УЗ под грузовыми операциями — это всего 3-5% в общей структуре стоимости перевозки грузов. Намного больше УЗ зарабатывает в процессе перевозки грузов (инфраструктурная и вагонная составляющая железнодорожного тарифа).
«Теперь «Укрзализныця» может потерять основной заработок от перевозки грузов из-за поднятия второстепенной платы (пользование вагонами под грузовыми операциями), которая в общей стоимости перевозки не превышает 3-5%», — добавил он.
Для аграриев повышение платы за пользование вагонами — это подорожание логистики на +20-28 грн/т.
«Предлагаю УЗ пересмотреть свое решение и не поднимать плату за пользование вагонами. Негативные экономические последствия от увеличения платы получат как грузовладельцы, так и АО «Укрзализныця», — отметил Валерий Ткачев.