Поставки зерна из Украины в Китай могут превзойти довоенные объемы

05 апреля 2023, 14:47 2599

Украина в рамках действия «зернового соглашения» в марте 2023 года отправила в Китай рекордное количество судов — 25, на борту которых было 1,2 млн т продовольствия.

Для сравнения: с начала 2023 года по морю отправили 9,6 млн т грузов, из которых 3,1 млн т — в Поднебесную, пишет «Экономическая правда» со ссылкой на данные проекта Weekly Charts.

Отмечается, что за время действия «зернового соглашения» Китай превратился в основного покупателя украинского зерна, приняв почти треть от общих 26 млн т грузов, транспортируемых по морскому коридору. Большинство этих грузов — зерно и кукуруза.

«Нынешние объемы поставок зерна едва ли не самые высокие в истории украинско-китайской аграрной торговли и, вероятно, превзойдут рекордный для двух стран 2021 год. Тогда Китай купил на мировых рынках 28 млн т кукурузы, около 7 млн т из которых поступило из Украины», — пишет издание.

С октября 2022 года по февраль 2023 года импорт кукурузы в Китай составил 9,2 млн т, из которых почти 4 млн т — украинского происхождения. По этому показателю Украина впервые обогнала США, которые ранее удерживали первое место, но потеряли его, уменьшив поставки.

Украинское зерно, которое идет в Поднебесную, из-за военных рисков торгуется со значительным дисконтом. Майские фьючерсы на кукурузу на Чикагской бирже торгуются по 249 $/т, а закупочные цены в Украине в марте составляли 198-202 $/т с доставкой в порты Черного моря.

Несмотря на чрезвычайно низкие цены на украинское продовольствие и то, что основным бенефициаром «зернового соглашения» стал Китай, вариантов для маневра у Украины немного.

«Во-первых, коридор остается ключевым для экспорта продовольствия, на него приходится около 60% продаж украинских товаров за рубеж. До 1 млн т грузов в месяц идут через порты Усть-Дунайска, остальные доставляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Во-вторых, россияне постоянно саботируют работу зернового коридора», — пишет издание. 

Однако анализ показывает, что эти задержки существенно не повлияли на объем экспорта. Он был стабильным и даже несколько рос с ноября 2022 года, когда россию временно исключали из трехстороннего соглашения. Одно из объяснений — постепенный рост с октября средней вместимости судов. За это время средняя грузоподъемность одного судна повысилась с 60 тыс. т до 80 тыс. т, частично нивелировав российский саботаж. Ключевую роль в увеличении средней грузоподъемности играют поставки в Китай.