Такое мнение высказал генеральный директор ИМК, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Алекс Лисситса в блоге на ЭП.
«Год за годом внедрение земельной реформы «заговаривается» всеми ответственными за нее. И так уже профессионально «заговорили», что сейчас очень трудно понять, на чьем поле находится мяч по реформе — на стороне правительства или все же в руках аграрного комитета Верховной Рады», — отметил он.
Лисситса считает, что в этом вопросе позиции должны быть согласованы между президентом, правительством и парламентом.
«Но смогут ли они найти понимание, дадут ли аграрному сектору новый мощный стимул для развития, которого требует украинский бизнес? Сейчас это совершенно не ясно.
Ясно лишь, что в этом рынке нуждаются все. Прежде всего, правительство, ведь от этого зависит продолжение сотрудничества с МВФ (земельная реформа является одним из длительных требований фонда) и обеспечение экономической стабильности и отсутствие новой волны девальвации», — пояснил он.
По мнению Лисситсы, также выигрывают агропредприятия — от крупных аграрных холдингов до небольших фермерских хозяйств, которые так же ждут реформы, ведь только введение рынка земли даст гарантию прав на землю, а следовательно — и возможность осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты (например, в системы орошения), увеличивая доходность собственного бизнеса. В конце концов, от этого выиграют местные общины, которые смогут получать больше средств на развитие сельских территорий.
«Земельная реформа — политический детектив, который длится уже более 20 лет.
Как и многочисленные «предшественники», президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман неоднократно подчеркивали важность введения в Украине рынка земли, а руководство Минагропрода в составе действующего Кабмина амбициозно обещало подать законопроект по земельной реформе в парламент еще весной прошлого года», — напомнил он, отметив, что и в этот раз дальше разговоров не пошло.
С начала 2018 года инициативу на себя в вопросе земельной реформы попытался взять парламентский комитет, добавил Лисситса. В марте 2018 года при нем была создана рабочая группа, которая рассмотрела вопрос об условиях для открытия рынка земли, сроков открытия и возможного «дизайна реформы»: категории земель, которые могут продаваться, категории лиц, имеющих преимущественное право на покупку и продажу, особенности передачи в аренду и тому подобное.
«Но никаких сроков не установлено. А там, где нет сроков и ответственных, на результат рассчитывать не приходится. Именно так и «заговариваются» ключевые вопросы среди украинских политиков», — подчеркивает президент УКАБ.
Он считает, что украинской власти уже следует определиться, хочет ли она развивать агросектор и стимулировать процесс роста украинских сельских территорий, или хочет «менять страну», не меняя ничего.
«Сейчас «политический Киев» говорит о том, что до президентских и парламентских выборов никто не собирается принимать закон о свободном обороте земель сельскохозяйственного назначения потому, что электорат воспримет это решение скорее отрицательно. Это значит, что политическая ответственность за земельные вопросы переводится на новый парламент и новое правительство, а это в лучшем случае не раньше начала 2020 года. Ну и, конечно, далеко не факт, что новое руководство государства будет настроено действительно реформировать страну», — подчеркнул Лисситса.
Таким образом, по его словам, на следующие три года, а возможно и больше, украинских собственников земли лишат возможности свободно и легально распоряжаться своей собственностью, а зато количество нелегальных транзакций существенно возрастет, от чего потеряет в первую очередь государство.