Такое мнение высказал генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Роман Сластен изданию «Комментарии».
«За прошедшие десять лет политика государственной поддержки аграрного сектора сменилась постепенной, но планомерной отменой прошлых преференций и все большим затягиванием гаек в налогообложении сельскохозяйственных производителей. Успех агросектора, полученный тяжелым трудом, изнурительной конкурентной борьбой и развитием инфраструктуры, стал объектом особого внимания фискалов.
Сначала лишили молоко- и мясоперерабатывающую отрасль преференций по НДС, потом лишали возмещения при экспорте по зерновым культурам, увеличивали фиксированный сельскохозяйственный налог в разы, закрутили историю с «соевыми правками», отменили вообще спецрежим по НДС для агросектора, урезали остатки господдержки в два раза от обещанного. Сейчас же планируют под детенизацией обработки земли протянуть очередное увеличение налогов для тех аграриев, которые и так их добросовестно платят», — пояснил он.
Эксперт отметил, что минимальная налоговая нагрузка на гектар, которую предлагалось делать с учетом единого социального взноса (ЕСВ), должна способствовать выведению из тени не только аренды земли, но и выплат зарплаты.
«В итоге ЕСВ из расчета исключили, а планку в 5% оставили. Такой финт по предварительным оценкам в среднем обойдется «белым» легальным аграриям необходимостью доплаты около 300 грн/га налога», — добавляет Роман Сластен.
По его мнению, в головах налоговых чиновников сложился стереотип, что аграрии имеют большие льготы и недоплачивают по сравнению с остальными отраслями. В частности, это неоднократно подчеркивали представители Налогового комитета ВРУ, указывая, что эффективная ставка налогообложения сельского хозяйства составляет 1% к выручке, а для промышленности — 2% и более.
«Мы решили это проверить и взяли официальные данные Государственной налоговой службы по уплате налогов и Государственной службы статистики по объему выручки в разрезе отраслей экономики. Так вот, за 2019 год ставка по указанной методике для сельского хозяйства составила 1,2%, для всей промышленности — 0,9%, поставки электроэнергии, газа — 1,1%, для строительства — 1,1%, для оптовой и розничной торговли — 0,7%. Реально выше налоговая нагрузка только в добывающей промышленности — 6,4%, где львиную долю уплаты налога на прибыль обеспечивают государственные компании, добывающие природный газ и нефть.
Возможно, если брать промышленность как среднее по добывающей, перерабатывающей отрасли и энергетике, то и будет 2%. Но пока выглядит так, что аграриев хотят приравнять к уровню нефтегазодобывающих компаний. Интересно, где-то в Саудовской Аравии или Кувейте тоже такая логика у налоговиков?» — подытожил Роман Сластен.