Мнение: Экспорт зерна Укрзализныцей — повод для разбирательства АМКУ

17 июля 2019, 15:32 933

ПАТ «Укрзализныца» решила стать экспедитором, перевозчиком и возможно экспортером зерна. Этот вопрос должен детально изучить Антимонопольный комитет Украины.

Такое мнение на своей странице в Facebook высказал председатель совета ОО «Центр развития логистики», член Экспертного совета при Министерстве инфраструктуры Украины Валерий Ткачев.

Он отметил, что «Укрзализныця» (УЗ), пользуясь своим монопольным положением в области перевозки грузов железной дорогой, планирует оттянуть на себя честь грузопотока зерна.

«В последнее время УЗ приложила максимальные усилия, чтобы ограничить доступ к ж/д инфраструктуре представителям малого и среднего бизнеса (аграрной отрасли). В рамках оптимизации ж/д инфраструктуры и маршрутизации отправок зерна, УЗ фактически ограничило возможность производить отгрузки с 90% линейных элеваторов Украины», отметил Валерий Ткачев.

В данный момент из почти 1000 линейных элеваторов Украины полноценно отгружают зерно 90-140 элеваторов. Это примерно 90 маршрутных элеватора, которые могут формировать маршрутную отправку 54 вагона в сутки и примерно 30-50 элеваторов, которые ситуативно отгружают зерно.

Эти 90 маршрутных элеватора находятся на 79 маршрутных жд станциях, которые не равномерно покрывают зоны производства зерна на территории Украины.

Ткачев подчеркнул, что если детально изучить последствия от реализации данной стратегии УЗ, будут видны и выгодополучатели данной инициативы — крупные аграрные и трейдиноговые компании, которые владеют маршрутными элеваторами (это не более 6-8 компаний). Эти компании существенно нарастили отгрузки зерна из-за наличия преференций в отгрузке.

«И в такой ситуации, когда реально полноценная отгрузка зерна железной дорогой ведётся ограниченным количеством линейных элеваторов (не более 8-10% всех элеваторов), на арену выйдет новый «экспортёр зерна» —  и предложит продать ему зерно на любом из линейных элеваторов, имеющем доступ к ж/д инфраструктуре. То есть, пользуясь своим исключительным монопольным положением «Укрзализныця», будет вести закупку зёрна на всей территории Украины», — объяснил эксперт.

Валерий Ткачев уточнил, что этот процесс называется «рыночная дискриминация участников зернового рынка и нарушение антимонопольного законодательства Украины».