Кризис украинского зерна в Европейском Союзе в 2023 году прекрасно показал, насколько хрупким оказался сложный механизм юридически обязательных на сотни статей соглашений о свободной торговле.
Об этом заявил заместитель министра экономики Украины — торговый представитель Украины Тарас Качка в интервью «Европейской правде».
«Мы десятки лет работали над Соглашением об ассоциации, его внедрением, имели много споров, и вдруг какое-то национальное правительство говорит: я просто игнорирую все это и ввожу свой запрет. И возникает вопрос к самому Европейскому Союзу, к его способности вести общую торговую политику», — отметил он.
Тарас Качка считает, что поиск виноватого сейчас не главное.
«Конечно, можно сначала немножко поссориться для того, чтобы выпустить пар, чтобы четко артикулировать свои национальные интересы. Но после этого надо менять тон», — уверен он.
Торговый представитель напомнил, что недавний визит премьер-министра Польши Дональда Туска несколько способствовал примирению, но было признание того, что у нас есть общая проблема, которую необходимо конструктивно решать.
«И это не значит, что мы ее решим за несколько часов. На это уйдет целый 2024 год», — прогнозирует он.
Тарас Качка пояснил, что теперь ЕС пытается установить предохранители, при каких условиях возможно оперативное ограничение украинского импорта.
«Поэтому мы будем дебатировать с Европарламентом о том, что эти предохранители должны быть прописаны более аккуратно. Понятно, что сейчас, когда это такая болезненная тема внутри ЕС, будут голоса относительно того, что Евросоюзу, наоборот, нужно установить еще более жесткие предохранители для украинской продукции. Эта дискуссия неизбежна», — считает специалист.
Он выразил уверенность, что после дебатов в Европарламенте и между государствами-членами ЕС Украина получит поддержку большинства голосов в Европарламенте и большинства голосов государств-членов Евросоюза.
«Но если эти дебаты неизбежны, то их следует воспринимать как хороший повод объяснить, что наши фермеры — в такой же беде, как и польские. И что нам надо искать выход не в плоскости запретов разрешений, а в плоскости общего видения будущего», — добавил Тарас Качка.