Об этом свидетельствуют результаты опроса игроков рынка, проведенного Zernovoz.ua.
Как отмечается, 61,5% респондентов ответили, что довольны тарифами на перевозки во время уборки ранних культур.
«Ставки фрахта снижались в течение всего 2020/21 МГ. Но уже с июня фиксируем восстановление тарифов до уровня 2019/20 МГ в соответствующий период», — уточнили аналитики.
При этом более 95% опрошенных считают, что тарифы продолжат расти и во время уборочной кампании поздних культур.
Рост ставок фрахта автомобилей зерновозов происходит за счет ряда факторов.
Во-первых это товарная инфляция, которая охватила мировые рынки и импульс от которой наконец дошел до зерновой логистики. То есть перевозчики просто не могут игнорировать факт роста стоимости топлива, запчастей и других статей расходов операционной деятельности.
Во-вторых, рост объемов валовых сборов основных культур. Рекордный сбор ранних зерновых, а также прогноз значительных объемов по поздним культурам актуализировал вопрос пиковых нагрузок на зерновую логистику в разгар сезона, которая наблюдается в июне–июле и сентябре–октябре, что стимулирует рост тарифов.
Третий фактор — падение объемов перевозок зерновых железнодорожным транспортом из-за срыва подготовки хопперов к новому сезону. Хотя большинство опрошенных (57,5%) считают, что проблемы «Укрзализныци» не сказались на перевозках автомобильным транспортом, но виден резкий рост доли авто в доставке продукции АПК в порты. В июне текущего года этот показатель составлял 49%, а в июле 55%, что является абсолютным максимумом за три последних года.
«Вышеперечисленные факторы влияют еще на один важный показатель — баланс спроса и предложения автомобилей зерновозов. Если еще год назад более 90% опрошенных говорили, что на рынке профицит и этот фактор негативно влияет на рынок, то сейчас только треть уверена, что существует избыток, другие участники ответили, что есть дефицит или рынок сбалансирован», — добавили эксперты.