По оценке Офиса эффективного регулирования (BRDO), его внедрение создает условия для функционирования системы действенного контроля за безопасностью пищевой продукции, однако эффективная реализация закона требует значительных финансовых ресурсов от государства, а также принятие около 30 подзаконных актов, говорится в сообщении организации.
«Закон вводит ряд положительных новелл в области. В частности, возвращает инструменты для качественного контроля за продукцией, ввозимой на территорию Украины, на линии государственной границы. Так, определяются требования к обустройству пограничных инспекционных постов для непосредственного контроля, отбора образцов и исследования продукции квалифицированным персоналом. Сейчас такой контроль формально осуществляется сотрудниками Таможенной службы, который элементарно не имеют для этого технической возможности», — говорится в сообщении офиса.
Закон также вводит новые инструменты регулирования — общий документ на ввоз и общий ветеринарный документ на ввоз, которые будут подтверждать прохождения государственного контроля оператором рынка.
«Кроме того, нормы закона устанавливают риск-ориентированный подход к контролю в области и создают более благоприятные условия для добросовестного бизнеса. Так, государственный контроль за внедрением системы анализа опасных факторов и контроля в критических точках (HACCP) позволит снизить затраты бизнеса на оснащение предприятий для выполнения санитарных требований», — отметили в BRDO
Для обеспечения своевременного контроля предусматривается расширение круга лиц для осуществления отдельных мероприятий госконтроля. Кроме того, бизнес должен четко понимать государственные требования к себе. Законом предусмотрено, что Минагропрод должен утвердить формы актов государственного контроля, применяемые государственными инспекторами/государственными ветеринарными инспекторами во время контроля.
«Сейчас необходимо сосредоточить усилия над решением ряда существенных проблем, ставящих под угрозу эффективное внедрение документа. Во-первых, предусмотреть финансовые инструменты для обустройства пограничных инспекционных постов, надлежащего материально-технического обеспечения инспекторов и тому подобное. Во-вторых, разработать необходимую нормативную базу для реализации закона. В-третьих, предусмотреть гармонизацию отраслевого законодательства в соответствии с Регламентом ЕС 2017/625, что также определяет полномочия фитосанитарного контроля», — подчеркивают в BRDO.