С такой консолидированной позицией выступили аграрные ассоциации, входящие во Всеукраинский аграрный форум, сообщает ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса».
«Мы приветствуем идею власти о проведении детенизации во всей экономике, в частности в сфере сельского хозяйства. Сначала идея законопроекта 5600 была в том, чтобы выровнять налоговую нагрузку для всех, кто работает как официально, так и неофициально. Однако, нынешняя его редакция предполагает не выравнивание налогов для всех, а увеличение в разы налоговой нагрузки для субъектов хозяйствования, которые работают легально. Также документ содержит нормы, которые расширяют полномочия контролирующих органов и предоставляют им больше инструментов для давления на бизнес», — отметила директор ОС «Всеукраинский аграрный форум» Мария Дидух.
Заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Раді Михаил Соколов подчеркнул, что ключевая проблема законопроекта №5600 в том, что минимальная налоговая нагрузка на самом деле не является минимальной.
«Налоговую нагрузку установили на достаточно высоком уровне — 5% от нормативно-денежной оценки земли. И он был бы приемлемым, если бы в нем учли уплату единого социального взноса (ЕСВ). Но ЕСВ в размер минимального налогового обязательства не включается. Учитывая то, что ЕСВ с 1 га составляет примерно 1,5%, то законопроект 5600, фактически завышает размер минимального налогового бремени на этих 1,5%. Если до минимального налогового обязательства не включается ЕСВ, то мы считаем необходимым снизить такую налоговую нагрузку на 1,5% — до 3,5% от НДО. Тогда это будет справедливо», — отметил он.
В свою очередь генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Роман Сластен подчеркнул, что в документе существует инициатива по увеличению вдвое единого налога 4 группы, на котором находятся практически все сельхозпроизводители.
«Сейчас эта норма из законопроекта №5600 вынесена в отдельный законопроект, однако, возможность реализации рассматривается, а это чревато потерями 5,3 млрд грн ежегодно для сельхозпроизводителей. Однако, такое повышение негативно отразится также на общинах, поскольку большинство сельхозпроизводителей имеют благотворительные социальные соглашения — помогают развитию своих общин, выделяя средства на образование, медицину, культуру, — и в среднем на это направляют около 200 грн на га», — пояснил он.
Кроме того, в законопроекте №5600 предусмотрено увеличение налогообложения купли-продажи недвижимости. В частности, при продаже земельных участков налог на доходы физических лиц (НДФЛ) будет увеличен с 5% до 18%.
«Эта норма будет применяться при продаже третьего участка и выше. Аргументируется ее необходимость якобы защитой от перепродажи земли. Но подобные спекуляции могут быть заблокированы другим механизмом. По нашим оценкам ежегодно это будет примерно 2,2 млрд грн потерь в стоимости земли при ее купле-продаже. Этим мы фактически снижаем стоимость нашей сельскохозяйственной земли. Мы подсчитали, что суммарно для добросовестных налогоплательщиков данный законопроект в комплексе с поднятием единого налога нанесет ущерб на 15,3 млрд грн ежегодно», — пояснил Роман Сластен.
Представители аграрных ассоциаций обращаются со своими замечаниями прежде всего к Председателю Верховной Рады Дмитрию Разумкову, Председателю комитета ВРУ по вопросам аграрной и земельной политики Николаю Сольскому и Председателю Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниилу Гетманцеву. Совместное письменное обращение к ним, а также Президенту Владимиру Зеленскому и Министру аграрной политики и продовольствия Роману Лещенко с предложениями поправок к законопроекту было направлено 16 июня 2021 г.