Мнение: Котельные на биомассе нужно освободить от налога на выбросы углерода

15 июня 2019, 10:45 3673

Украина — единственное в мире государство, которое обложило биомассовые котельные налогом на выбросы СО2, однако субъекты хозяйствования, сжигающие биомассу, должны быть освобождены от уплаты налога.

Такое мнение высказал председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины Георгий Гелетуха в колонке на ЭП.

С 1 января 2019 года в Украине вступили в силу изменения в Налоговый кодекс в части уплаты налога за выбросы двуокиси углерода. В частности, ставка налога за выбросы двуокиси углерода стационарными источниками повышена с 0,41 грн за тонну до 10 грн за тонну, то есть увеличена в 24 раза.

«Плательщиками налога за выбросы двуокиси углерода являются субъекты хозяйствования и другие юридические лица, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, если такие выбросы превышают 500 тонн в год. Однако у субъектов хозяйствования, сжигающих биомассу для производства биогаза, возникает справедливый вопрос: действительно ли они должны платить налог на выбросы двуокиси углерода?» — отмечает эксперт.

Согласно оценкам биоэнергетической ассоциации Украины, на производство тепловой энергии в Украине применяется около 2 млн т н.э. биомассы, используемой почти на 8 тысячах теплогенерирующих установок, являющихся источниками выбросов двуокиси углерода в атмосферу после сжигания.

«Почти все установки, сжигающие биомассу, мощностью более 600-700 кВт превышают объем выбросов СО2 в 500 тонн в год. Таким образом, по формальным признакам выбросы двуокиси углерода от сжигания биомассы должны облагаться налогом. И на практике они действительно облагаются», — пояснил Гелетуха.

По его словам, такое положение вещей не соответствует мировой практике, поскольку во всем мире биомасса считается СО2-нейтральным топливом, ведь при ее сжигании двуокиси углерода образуется столько, сколько было поглощено растениями во время роста.

«В частности, согласно методологиям механизма чистого развития Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, выбросы двуокиси углерода от сжигания биомассы не учитываются. Кроме того, согласно Руководящим принципам национальных инвентаризаций парниковых газов, которые являются рекомендациями IPCC (Межправительственная группа экспертов по изменению климата), выбросы двуокиси углерода от сжигания биомассы сообщаются как нулевые в энергетическом секторе», — добавил глава ассоциации.

Во всех странах-членах ЕС налоги на выбросы двуокиси углерода при производстве энергии из биомассы также не применяются. В частности, в Швеции, Великобритании и Дании.

«Только в Украине налог на выбросы двуокиси углерода применяется к биомассе», — сказал Гелетуха, отметив, что субъекты хозяйствования, которые сжигают биомассу, биогаз на стационарных источниках загрязнения, должны быть освобождены от уплаты налога на выбросы двуокиси углерода.

Для этого, по его мнению, необходимо предусмотреть в Налоговом кодексе, что ставка налога за выбросы двуокиси углерода, которые образовались в результате сжигания биомассы, биогаза, в том числе в результате одновременного их сжигания с другими видами топлива, составляет 0,00 грн за 1 тонну.

«Это будет первым шагом приближения регулирования налогообложения выбросов двуокиси углерода от сжигания биомассы с законодательством ЕС. Следующим шагом может стать введение полноценного углеродного или энергетического налога за использование углеродного топлива, что будет стимулом для внедрения энергоэффективных мероприятий и строительства проектов с использованием возобновляемых источников энергии», — считает Гелетуха.