Об этом сообщает ведущий аналитик «Инфагро» Максим Фастеев на своей странице в Facebook.
«Количество слияний и поглощений на мировой молочной арене в 2019 году составило 115 сделок, что чуть больше, чем в предыдущем году (112). Большинство сделок 2019 года, включая инвестиции, продажи, поглощения, создание совместных предприятий и стратегических альянсов, были совершены в Европе (64), далее Северная Америка и Азия (39 и 25, соответственно). По состоянию на середину 2020 года количество сделок связанных с молочной продукцией составляет 52», — отмечает он.
По словам эксперта, стратегическим вопросом для некоторых компаний было инвестировать в новый бизнес или продавать текущие активы, поскольку десять компаний из Global Dairy Top 20 отчитались о снижении продаж за год в долларовом выражении.
Так, молочный гигант Lactalis активно нарастил свою молочную империю, заключив 41 сделку с 2013 года, а в последнее время расширил свое глобальное присутствие на Ближнем Востоке и в Африке, а также в Северной и Южной Америке.
При этом, лидер рейтинга последних лет Nestlé решил продать некоторые из своих непрофильных молочных активов. Компания оптимизировала свой американский бизнес по производству мороженого стоимостью $1,8 млрд вместе с другими активами (некоторые из которых были приобретены Lactalis), что привело к значительному сокращению разрыва между двумя ведущими мировыми молочными компаниями.
«Nestlé остается на первой позиции свежего рейтинга, но разрыв с $3,5 млрд между ней и Lactalis в 2018 году сократился всего до $1,1 млрд в 2019 году», — отмечает эксперт.
Крупнейший молочный кооператив США делает стратегическое и важное приобретение, перескочив с 6 на 3 место в рейтинге. Компания Dairy Farmers of America в начале 2020 года приобрела Dean Foods, ранее занимавшую 11-е место, тем самым увеличив годовые продажи на 47,5%. В конце этого года DFA получит дополнительный органический рост с вводом в эксплуатацию крупного сыроваренного завода (135 тыс. тонн в год) в Мичигане, который является совместным предприятием с Select Milk и Glanbia.
«Органического роста было недостаточно для сохранения рейтинга Danone, и в этом году компания опустилась на четвертую позицию. Ещё совсем недавно, в 2017 году, Danone занимала 2-е место в рейтинге», — уточняет Максим Фастеев.
Азиатские компании сделали очередной прорыв в списке этого года. Крупнейшая молочная компания Китая Yili входит в пятерку лидеров с ростом почти на 20% в годовом исчислении, отчасти благодаря приобретению кооператива Westland в Новой Зеландии.
Все более жесткая конкуренция на внутреннем рынке Китая вынуждает компании искать возможности роста за рубежом, но это становится все более сложной задачей. Вторая по величине молочная компания Китая, Mengnui, поднялась с 10 на 8 место вслед за приобретением австралийской компании Bellamy's и созданием совместного предприятия с Coca-Cola для продажи молока в Китае.
Консолидация ключевых молочных активов компаниями Fonterra и FrieslandCampina привела к снижению продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года как в долларах США, так и в евро, и каждая из компаний опустилась на две ступени в рейтинге этого года. Аналогичным образом Arla Foods также опустилась на две позиции в рейтинге, но ей удалось показать годовой прирост в евро.
«В этом году в двадцатку крупнейших производителей молока в мире вошла индийская компания Gujarat Co-operative с объемом продаж $5,5 млрд в 2019 году, что на 17% больше, чем в предыдущем году. Этот кооператив, известный своим молоком и молочными продуктами под торговой маркой Amul, за последнее десятилетие продемонстрировал среднегодовые темпы роста 17%, благодаря увеличению объёмов сбора молока, расширению производственных мощностей, выходу на новые рынки и запуску новых товаров», — подытожил эксперт.